У вас свобода слова?
К великому сожалению, большинство из тех, кого называют публицистами-патриотами, грешат одной слабостью: правдиво и гневно описывая состояние современного общества, клеймя и гвоздя творцов «новорусского» беспредела, они очень редко пытаются объяснить, как избыть беду. Ответ на первый из мучительных русских вопросов — кто виноват? — по вековечной традиции даётся им куда легче. Я тоже не исключение. Трудно порой остановиться в обличительном задоре. Ополчившись на разболтанную молодёжь, выхода из несомненного тупика не указываю. А есть ли он, выход?
Совсем недавняя история. Проходили мы с женой как-то вечером мимо бывшего Дома астраханского партпроса, где любят тусоваться скейтбордисты и прочая «продвинутая» молодёжь. Стоявший на пути долгогривый юнец произнёс вдруг тираду, где печатными были только междометия. Адресовал он её, видимо, подружкам, сидевшим на ступеньках здания. Но глядел при этом на нас, и не подумав посторониться. Предлагаю, как в телевикторинах, выбрать правильный ответ из трёх предложенных:
1. Молча обойти стоящего раскорякой юного хама.
2. Вежливо объяснить ему, что он не прав.
3. Сделать то же самое на понятном ему языке.
Честно говоря, за меня «подумала» правая рука, отвесившая балбесу подзатыльник. Юный матерщинник сразу понял, за что пострадал, гундосо возопивши: «У нас свобода слова!» Возопят наверняка и некоторые читатели — не метод, мол! И будут, несомненно, правы, как права была жена, пилившая меня потом до самого дома. Конечно, лупить идиотов нужно только тогда, когда они пытаются это сделать с вами. Но и спускать им с рук, а вернее с губ, очевидное хамство никак нельзя! Каюсь: был не прав в рукоприкладстве. Но, может быть, в другой раз «учёный» юнец поостережётся материться в лицо взрослому! Хотя недаром сложено: «Дело забывчиво, а тело заплывчиво!» Не дадут наглецу острастки разок-другой, и пиши пропало…
А теперь признайтесь, не вслух — самому себе: как вы поступаете в подобных случаях? Увы, чаще всего молча проходите мимо. Я не упрекаю — воспитывать чужих, как говорится, себе дороже. Но в этом кроется ответ на сакраментальный вопрос: «Что делать?» Зло очень не любит, когда на него указывают пальцем.
Джон Рид когда-то писал, что одна из примет русской революции — горы семечковой шелухи на тротуарах. Вы часто делаете замечания юным «революционерам», щёлкающим подсолнухи где попало? Я уж не говорю про окурки, бутылки и прочий мусор, летящий мимо урн. А как вам «будущие строители капитализма», восседающие на спинках общественных скамеек? Или ночное припадочное гоготанье под окнами? Как сказал бы мультяшный кот Матроскин: «Это мода такой!»
Не знаю, как вас, а меня пугают не столько сами факты бытового хамства и хулиганства, сколько их нарочитость. Сегодня всё — нараспашку. Чуть ли не признаком хорошего тона стала демонстрация собственной порочности, в лучшем случае — пофигизма. Откуда это? Впрочем, касается это не только молодёжи. Разве не хамство, когда солидные дяди и тёти любовно намывают своих «железных коней» прямо под вашими окнами? Или подкатывают ночью к спящему дому с громким музыкальным сопровождением, а потом нарочито неспешно — с лязгом, скрежетом, ором и матом — загоняют своих драгоценных любимцев в «стойла», которые злой, а вернее, щедро оплаченной волей неведомых начальников размещаются в нескольких метрах от ваших распахнутых по астраханской жаре окон…
Не молчите! Только тогда в обществе будет чище и в прямом, и в переносном смыслах.
Вот гуляет молодая мать. Сама идёт по тротуару, а коляску с ребёнком двигает рядом — по проезжей части! Не пьяница, не наркоманка. Ей просто невдомёк, что может произойти через минуту. Помните давний анекдот про мужика, который пожалел балбеса, пилившего на дереве ветку, на которой сидел: «Упадёшь!» Через минуту тот действительно упал и злобно бросил советчику вслед: «Колдун проклятый!» Я уверен, что та самая мамаша с коляской проголосует, не задумываясь, за тех, на кого укажет вкрадчивый телебес. Не верите? Посмотрите на результаты выборов любого уровня! Пресловутый властный ресурс уже не актуален — есть ресурс кретинизма!
А вывод из всего прежде сказанного банальный: мы всем миром виноваты перед молодёжью. Это мы её такой воспитали. И не надо ссылаться на то, что нынче главный воспитатель — телевизор. Нейтрализовать его очень легко — одним нажатием кнопки.
…Воскресным утром разбудил меня весёлый звон бьющегося стекла. Выглянул в окно. На детской площадке напротив соседский мальчуган, собрав десяток разнокалиберных бутылок, сосредоточенно лупил по ним булыжником. Рядом — в десяти метрах — безмятежно «гуляла» мамаша с двумя детьми: один сопел в коляске, другой сосредоточенно ползал по асфальту в опасной близости от острых осколков.
Очнитесь! Делайте замечания, учите уму-разуму недорослей. Да, это и неприятно, и хлопотно, а порою и небезопасно. Но это то дело, которое никто за нас не сделает — «ни Бог, ни царь и ни герой».