Читаю посты в разных сообществах и часто натыкаюсь на один и тот же по смыслу запрос: пните меня, вправьте мне мозги, поругайте меня — а то я...
Ем на ночь и не могу остановится. Не могу бросить курить — не хватает силы воли. Никак не сяду на диету, а давно пора бы.
Скоро дэдлайн, а я никак не займусь проектом. Надо расстаться, а я не могу решиться. Надо заканчивать диссертацию, а я занимаюсь всякой хренью.
Когда бы знали люди, как неполезны волшебные пендели, когда бы люди с интересом и уважением относились к своим внутренним процессам — ни за что, никогда не просили бы они о волшебных пенделях.
Пока человек не делает того, что считает ему делать надо, или продолжает делать то, что вроде бы хочет перестать делать, он удовлетворяет некую очень важную для себя потребность.
Как бы парадоксально это ни звучало и как бы ни выглядело со стороны, объедаться на ночь, прокрастинировать, оставаться в деструктивных отношениях — это способ человека позаботится о себе.
Как умеет, так и заботится. Потребности, которая просит удовлетворения, он не слышит, а значит, не может найти другой, более полезный, способ заботы о себе.
На самом деле, просьба о волшебном пенделе, если перевести ее с внутреннего неразборчивого на русский разговорный будет звучать так: помогите мне, пожалуйста, почувствовать себя настолько плохо, что у меня появится злость, которую я по привычке направлю на себя и постараюсь в очередной раз себя переделать.
Человек на себя злится, из этой злости себя пинает, заставляет себя что-то там делать, а та потребность, которая ему была не слышна, так и остается неуслышанной и неудовлетворенной, и потом проявляет себя в другое время другим проблемным поведением. Некоторые люди настолько натренировались себя пинать, что больше не нуждаются во внешней помощи.
Волшебный пендель как способ приводить себя в движение независимо от наличия потребности в этом движении — это привет из детства. Того детства, в котором родительское авторитарное «надо» и «через не хочу» делало из ребенка приличного человека.
Там же у взрослых ребенок научился игнорировать свои потребности, перенес этот навык во взрослую жизнь и стал жить с «надо», «через не хочу» и с убеждением, что если перестать себя заставлять, то обыдлеешь, отупеешь, растечешься по поверхности, а то и гляди — совсем исчезнешь.
Что помогает — хоть раз разрешить себе на неопределенный срок побыть глупой безвольной беспомощной жертвой-неадекватом — тупить, лежа на диване, каждую ночь опустошать холодильник, послать здоровье, фигуру, диссертацию, проект, макет, дэдлайн, дизайн и иже с ними на три буквы, люто ненавидеть мир и жалеть свою загубленную жизнь.
Самое главное, это надо делать безусловно и от души.
Чем это полезно?
Во-первых, рано или поздно станет скучно. Опускаясь «дальше некуда» — а на самом деле, погружаясь в свою глубину — всегда нащупываешь дно. Когда опустился на дно, остается только оттолкнуться и всплыть.
Когда становится скучно, начинаешь искать способы, как сделать свою жизнь интереснее. Встаешь с дивана, идешь в спортзал, пишешь диссертацию, садишься за проект — опоздал со старым, всегда найдется новый, благо что конца дэдлайнам нет. Импульс к движению при этом качественно отличается от импульса, передаваемого волшебным пенделем.
Теперь это аутентичный внутренний импульс, исходящий из потребности в личностном росте.
Во-вторых, пока человек тупил на диване, ненавидел мир, опустошал холодильник — тут у каждого свое — та неуслышанная потребность, если не окончательно удовлетворилась, то потеряла свою актуальность, а значит, перестала оттягивать на себя энергию. Что делать с высвободившейся энергией — это уже личный выбор человека.