Внимание — обаяшки
Есть люди, которые вызывают симпатию всем своим видом. Всегда улыбчивы, готовы подбодрить, поддержать разговор, посочувствовать. При встрече понимаешь, как рады они тебя видеть, даже на бегу. Эти люди, конечно же, обращают на себя внимание в хмурой, озабоченной, погруженной в явно невеселые мысли толпе. Прямо-таки flowers in a dirt.
Ну и здорово, ну и замечательно, что такие люди есть. Конечно, замечательно. Только хочется предупредить: улыбнулись? И все. На большее не рассчитывайте. Просто помните — перед вами может быть обаяшка. Человек, который светит, но не греет.
Не пытайтесь завязать с ним более тесные отношения. Кроме разочарования это ни к чему не приведет. Говорю так, разбираясь с теми, кто пытался. Вроде бы что тут такого — ведь милый, симпатичный, обаятельный. Чем не друг (или не пара)? А тем, что в результате — многомесячное, а у кого и многолетнее — разочарование в себе, своей ценности, нужности, привлекательности, в конце-концов.
«Как же так? Ведь начиналось все просто замечательно! Что же такое произошло, почему мы расстались?». Неимоверно трудно потом принять себя обратно. Удивительно, что никакие самые тяжелые и даже унизительные моменты отношений не могут поколебать уверенность такого человека в хорошести обаяшки и плохости себя самого (понятно, что и к женщинам это имеет отношение — обаяшки бывают любого пола). Конечно, у потерпевшего свои особенности (о них расскажу в другое время). Но здесь все-таки нарисую портрет обаяшки, чтобы хоть кто-нибудь смог не покалечиться.
Итак. Милый, симпатичный, прямо-таки лучащийся позитивом человек. Вызывающий у вас с первых минут только радостные чувства. В общении с ним хорошо, после — светло и хочется еще. И для этого вы готовы сделать ему что-то хорошее — сувенир, внеурочное время для встречи, приоритет в продвижении по службе, да в конце-концов — уступить место в очереди! Такому официанту в ресторане или водителю такси обязательно приплатите сверху. За такого знакомого в том же ресторане захотите расплатиться. Столько позитива от него, такой мелочи не жалко! Тем более, что он быстро переходит ото всяких официозов на чисто дружескую волну. Нет, конечно же, без амикашонства. Но так, как будто вы знакомы уже тысячу лет.
И когда выясняется, что жизнь его не устелена розами, что ему очень трудно, но он все равно не унывает — начинаете относиться к нему еще лучше. И вместе с этим — жалеть, сочувствовать, соболезновать, переживать, предлагать помощь. На что он, смущенно потупившись, попросит-таки самую малость, которую вы радостно для него сделаете. А он, исполненный благодарности, скажет вам самые теплые, искренние слова, от которых станет еще теплей.
Маленький звоночек (если, конечно, прислушиваться) может прозвенеть при следующей встрече. Когда вы поинтересуетесь — как дела с той ситуацией. Обаяшка в ответ просто неопределенно пожмет плечами, переводя разговор на другую тему. Или вскользь заметит, что все разрешилось очень даже хорошо, как-то само собой. О том, сработала ли ваша помощь — ни слова. Если он просил у вас совета, то может рассказать, как ему в голову пришла замечательная идея. При этом опустив, что идея-то была вашей. Но какие все это мелочи!
Второй звоночек — это когда вы понимаете: ваше общение почему-то складывается так, что оно зависит не от ваших, а от его планов (которые, к слову, могут стремительно меняться). Вы в эти планы то попадаете, то не попадаете каким-то непостижимым поначалу образом. В последнюю перед запланированной встречей минуту вдруг выясняется, что ее не будет — он встречается с кем-то еще (понятно, ведь у обаяшки обязательно есть сто друзей). Или, наоборот, внезапно вы можете понадобится в совсем неподходящий для вас момент.
Третий звонок — если до него доходит дело — звучит тогда, когда вы что-то у него попросите. Ведь обаяшка сам, знакомясь, говорил — если что-то от него понадобится — он обязательно поможет! Такому трудно не поверить. И вот наступает момент вашей просьбы. А в ответ — очень милые, очень симпатичные извинения-отговорки, почему именно это, именно в данный момент ну просто никак не возможно! И что, конечно же, он обязательно поможет вам в следующий раз! И вы чувствуете неудобство, что зря побеспокоили хорошего человека.
Следующий — и возможно последний — звонок звучит, когда вы впервые ну никак не можете уделить ему внимание или отозваться на его просьбу — или чуть позже или не так много. Вот здесь может все проясниться: обаяние мигом превращается или в горькое разочарование (за что ты со мной так?) или — вас перестают замечать! Сразу, как выключили!
И если в первом случае вы еще можете как-то подумать: «да, виноват, огорчил хорошего человека, ну как-нибудь заглажу, чем-нибудь скомпенсирую», то во втором — совсем ничего не понятно: в начале разговора — само обаяние, в конце — полное равнодушие. При том, что на других обаяние продолжает распространяться, как и прежде.
Но от всех этих звоночков появляется смутное, а потом все более определенное чувство: с вами не общаются, вас используют. Как совершенно определенную вещь. Как зонтик, например. Если небо чистое — зонтик оставляют дома. А если вдруг дождь — срочно возвращаются как раз за ним. Ну, а зимой, понятно, он пылится в чулане. За ненадобностью.
Точно так же относятся и к вам. Как к вещи, имеющей определенное назначение. И которая обязана служить обаяшке верой и правдой именно в этой своей ипостаси (зонтик — значит зонтик). Он вас совсем не забывает — только на время, когда вы не нужны (зато есть еще сто друзей, каждый со своим назначением). Ну, конечно, поздравляя с днями, чтобы напомнить о себе каким-нибудь милым и ни к чему не обязывающим образом. Это чтобы проверить, не заржавели ли спицы, не обветшало ли полотно, не сломался ли, готов ли к дальнейшей эксплуатации.
И упаси вас бог не ответить обаяшке на его искренние слова — сразу же почувствуете себя виноватым в связи с его огорчением.
Надеюсь, теперь усекли? Всегда виноваты — вы, всегда безупречен — он!
Просто обаяние — это его оружие. Или даже руль. Чтобы управлять теми, на кого это обаяние направлено. Они ведь должны от такого к себе отношения таять, располагаться, влюбляться, чувствовать благодарность. А мы с вами уже знаем, что чувствующий благодарность обязательно желает отблагодарить. Вот тут-то он и попался! Излучающий обаяние может смело (правда, делать он это будет всегда косвенно, намеками) просить, что хочет. И получать желаемое. Ведь его кредо — «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Имеющих по сто рублей».
Некоторые могут сказать: «Что за монстр тут описан? Выходит, по-вашему, хороших людей нет, все это только „покровительственная окраска“ трезвого, холодного расчета?». Ответ — хорошие люди, конечно же, есть. Но они не ставят других в такое положение. Хотя бы потому, что не считают себя вправе делать это.
А если считают — значит, обаяшки!