Противостояние, кто умнее - мужчина или женщина, — длится давно и безрезультатно (почему безрезультатно, читайте ниже). Война полов — вопрос доминирования, а значит, возникает конкуренция, но равны ли условия при данной конкуренции, абсолютно ли точно, что женщин-гениев не бывает, что на это влияет?.. Однозначные ответы найти сложно, но можно попробовать.
Intro
Немного отвлекусь и объясню, почему возникла идея написания этих строк.
Буквально несколько дней назад у меня состоялся разговор с прекрасным человеком (по совместительству мужчиной), где его основными тезисами были:
женщина физиологически глупее мужчины;
поэтому женщины ничего полезного (имеющего прикладной характер) не изобрели (все — лишь жалкие гуманитарии);
соответственно, все сводилось к фразе «Молчи, женщина! Твой день — 8 марта!»
Не поддаться на провокацию я не смогла (каюсь, не хватило сил), поэтому состоялся жаркий спор.
Собственно, этим и подобными ему мужчинами вдохновлена данная статья.
Что полезного изобрели женщины?
Не будем ходить вокруг да около и сразу огласим короткий список.
Циркулярная пила. В конце XVIII века Табита Бэббит, наблюдая за мужчинами, которые пилили бревна, решила создать некий аппарат, который бы позволил экономить затрачиваемую энергию на этот процесс. Она придумала пилу с круговым лезвием. Однако из-за того, что Табита входила в религиозную протестантскую общину, патент на изобретение она получать не стала.
Жидкая бумага. Бетт Грем была не очень хорошей машинисткой, периодически у нее появлялись ошибки, которые крайне сложно было исправлять. В итоге она, используя свой блендер, смешала краску на водной основе с красителем, который использовался в ее печатной машинке. Смесь она принесла на работу и ею при помощи акварельной кисти исправила все ошибки на печатном листе. И хоть сейчас везде и всюду есть компьютеры, но белой жидкостью — корректором, многие до сих пор пользуются.
Компилятор и язык программирования COBOL. Грейс Хоппер в 1950 году создала компилятор, который трансформировал английские команды в машинный код, теперь программистам было проще создавать код, вследствие чего допускалось меньше ошибок. Также Хоппер курировала разработку одного из первых языков программирования компьютера — COBOL.
Посудомоечная машина. После праздничного обеда работники некой Джозефины Кокрейн мыли посуду и разбили китайский фарфоровый сервиз, который был ей очень дорог. Это подвигло Джозефину задуматься о разработке такой машины, которая бы бережно мыла посуду. В 1886 году дама получила патент на свое изобретение — посудомоечную машину.
Кевлар. Стефания Кволек работала над тем, как полимеры можно превратить в особо прочные синтетические волокна. И ей это удалось — она создала материал, который теперь применяется для производства лыж, радиальных машин, тормозных колодок, шлемов, бронежилетов и т. д.
Глушитель для автомобиля. В 1917 году его сконструировала Эль Долорес Джонс.
Основные понятия и приемы программирования. Английский математик Ада Лавлейс (дочь поэта Байрона) создала описание первой ЭВМ, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем, и написала первую программу для нее. Программой стал алгоритм вычисления Чисел Бернулли, — именно благодаря ему девушка считается первым программистом в истории. К тому же, именно Ада ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка». Напомним, что Ада жила в первой половине XIX века.
Мясные консервы. В 1873 году на всемирной выставке в Вене наша соотечественница Надежда Кожина продемонстрировала способ приготовления мясных консервов, за что и была награждена золотой медалью.
Blissymbol принтеры. В середине 1980-х Рейчел Циммерман — 12-летняя девочка — разработала изобретение, которое помогло людям, испытывающим трудности при общении (глухонемым, больным на церебральным параличом и т. п.). С помощью специальной доски с сенсорной панелью они писали то, что им было трудно или невозможно произнести. Таким образом пользователь получал возможность общения и по электронной почте.
Высокооктановый бензин. Приказ об усовершенствовании топлива поступил лично от Сталина сразу после Великой Отечественной войны. Разработкой занялась группа ученых под руководством Анны Межлумовой в одной из центральных лабораторий крупного нефтеперерабатывающего предприятия города Грозный. Среди изобретений Анны 24 патента.
И так далее: стеклоочистители (Мэри Андерсон), антибликовое стекло (Катрин Блодгетт), микроволновая печь (Джесси Картрайт), сенокосилка и жатвенная машина (А. Маннинг), пастеризация молока (Алиса Эванс), система, позволяющая на расстоянии управлять торпедами (без этой системы не летали бы военные спутники и не работали бы сотовые телефоны стандарта GSM (Хэди Ламарр, голливудская актриса и изобретатель (!)), подгузники (Марион Донованв), антибиотики (Зинаида Ермолаева), открытие радия и полония (София Склодовская-Кюри совместно с мужем)…
Кто умнее: женщина или мужчина?
С физиологической точки зрения однозначно утверждать сложно. Многие ссылаются на некие исследования, где пишется, что мужской мозг крупнее женского (количество не значит качество!), что «уровень гениальности» выше у мужчин почти в 5,5 раз, что IQ у русских мужчин — 100, 01, а у женщин — 99,86. Хотя, к примеру, самым умным человеком мира сейчас является жительница штата Миссури Мерилин Вос Савант. Коэффициент ее интеллекта (IQ) равен 228 единицам. Он был поставлен ей еще в возрасте 10 лет, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса… И все же, когда мы говорим о гениях, мы имеем в виду мужчин. Почему?
Могут ли женщины быть гениями?
Сразу оговорюсь — ответ может быть пока только гипотетическим. Ведь здесь важно учесть все нюансы рассматриваемого дела.
Доступ к наукам
Для начала нужно вспомнить, когда женщины получили полноценный доступ к образованию. Например, открытие Высших женских курсов (частного учебного заведения) в России состоялось 2 октября 1878 года в Петербурге. Понятное дело, что посещать их могли далеко не все желающие — обучение было платным, 100 рублей в год. И все же, это был прорыв, до этого женщины получали домашнее образование (опять же, дамы из обеспеченных семей) с уклоном в «женскую» тематику: музицирование, литература, танцы, верховая езда. Путем нехитрых математических операций мы понимаем, что доступ к знаниям, в той мере, какой обладали мужчины (опять же почти, на курсах было только 3 факультета), русские женщины получили меньше двух веков назад (немногим ранее женщины из других стран). Представители сильной половины человечества получили неслабую фору, поэтому было бы странно, если бы мужчины тут же стали женщинам уступать. Однако, женщины со свойственной им темпераментностью, дорвавшись до знаний, стали активно себя проявлять. Безусловно, я не говорю, что поголовно все женщины оказались способными к наукам, однако данные, указанные выше, говорят более чем красноречиво: женщинам интересно не только жить в представленных традициями обстоятельствах, им хочется улучшать жизнь, преобразовывать окружающую действительность. Проще говоря, ничто новаторское нам не чуждо.
Социальная обусловленность
Патенты
Возьмем случай Сибиллы Мастерс. В XVIII веке она изобрела способ перерабатывать кукурузу в кукурузную муку. Сибилла поехала в Англию, чтобы получить патент на свою идею, однако, по действующим тогда законам женщинам запрещалось иметь свою собственность, в том числе и интеллектуальную (интересно, чем это аргументировалось!). Такая собственность, как правило, принадлежала либо отцу женщины, либо ее мужу. В итоге в 1715 году патент на ее изобретение все же был выдан: в документе было указано имя ее мужа. И такие случае не единичны. Кто знает, сколько открытий было присвоено мужчинами?
Общественное мнение
Нельзя отрицать, что в Древнем мире (например, в Греции) не было женщин-ученых, достаточно вспомнить философа, математика, астронома Гипатию. Равно, как и в Средние века девушек обучали при монастырях. Однако повсеместного развития и развития в равной степени с мужчинами это, конечно, не имело. Традиция сложилась простая, если не сказать примитивная: женский удел — семейный очаг. И если женщина была увлечена наукой, это осуждалось и не понималось обществом (мусульманские страны — песня отдельная и более трагичная). И вот здесь мы подходим к третьему важному моменту социальной обусловленности женского развития.
Семья или карьера
Волею судеб (предписанной Богом или какими-то иными силами) женщине всегда был отведен «участок работ» — семья. И если помимо семьи ей было интересно что-то еще (образование, карьера и т. п.), это допускалось в свободное от домашних забот время. В целом, ранее эта логика была понятна и логична. И, конечно, не имея тех возможностей, что имеет женщина сейчас, тогда она могла притормаживать собственное интеллектуальное развитие, вследствие простой проблемы: кому делегировать свои обязанности по дому? Конечно, если ты богата, вопрос снимается (но и тут не следует забывать о социальном разделении ролей и общественном мнении), ну, а если нет, то все понятно.
Сегодня, если мы задаем вопрос «Карьера или семья?», мы никогда не адресуем его мужчине. Этого разделения в их системе координат в принципе не существует: декреты им не нужны, детьми в большей степени занимаются мамы. Это неоспоримо. А вот женщине приходится либо делать выбор, либо не делать, а просто брать на себя и те, и другие задачи. Работа по совместительству.
Конечно, сейчас мышление мужчин начинает подстраиваться под существующие реалии: многие начинают понимать, что быт — это то пространство, в коем существуют двое, а значит, двое его и организуют (убираются, готовят, стирают и т. п. — ведут все вместе). Конечно, за нас мужчины рожать не смогут (а жаль!), но помогают на первых этапах, и с пониманием могут отнестись к тому, что при финансовой возможности женщина нанимает няню. Хотя до сих пор проскальзывает негатив: мол, обратилась к помощи няни, халтуришь, ребенка оставляешь чужой тете. Это нормально. Изменения в сознании не могут происходить так быстро, ведь данное социальное сознание формировалось на протяжении многих тысячелетий.
Вывод
Сможет ли женщина интеллектуально конкурировать с мужчиной? Если даже не принимать во внимание, что меньше 200 лет женщина может беспрепятственно «прокачивать» свой мозг, вопрос опять же теоретический, потому что социальный тормоз сознания все еще есть. Если будут максимально уравниваться интеллектуальные предпосылки для развития, возможно все. Рассудить спор о том, кто умнее, сможет только время. Мы же должны учитывать все выше указанное.
Главное — это человек, с его индивидуальным набором интеллектуальных способностей. Вне зависимости от пола. Важно, чтобы работа мозга приносила человечеству пользу, просто не нужно мешать этому мозгу работать, а лучше всячески помогать, содействовать. Ведь чем больше будет умных людей, тем лучше представляется будущее… как мне кажется. Так давайте объединяться, а не соперничать!