Место для рекламы

Замужество - это особое состояние!

Традиционно у всех народов Свадьба — это особое и очень значительное событие. Чуть ли не самое значительное в жизни человека (похороны — не в жизни, так что не в счет). Свадебный обряд имеет значительную продолжительность (в среднем до 2-х недель, не считая предварительной подготовки) и состоит из череды отдельных обрядов, происходящих то со всеми участниками свадьбы, то только с какой-то их частью. Точное исполнение обрядов считалось залогом счастливой семейной жизни, а случайная ошибка или прерывание обряда не вписанным в него неожиданным событием, неприятная случайность (типа погасшей не вовремя свечи или встреченного прохожего) — плохим предзнаменованием. Супругов готовили к жизни в браке очень тщательно — на всю жизнь. Разводы были большой редкостью, и шли на развод в крайних случаях. Выжить в суровых природных условиях, без поддержки семьи, мужчине было трудно, а женщине практически невозможно. А хотелось-то не только выжить, а жить счастливо, в «совете да любови»…

Условия современной жизни совсем другие. Для задач выживания брак в целом перестал быть необходим. В связи с этим изменились и требования супругов друг к другу. На первый план выходят цели, связанные с душевной поддержкой и взаимопомощью. В прежнем виде свадебный обряд стал не нужен, а иногда и невозможен. Но интерес к нему не теряется, а в последнее время даже растет. Что же такого ценного есть в традиции, что не теряет ценности и в наших условиях? Давайте присмотримся к обрядам, сопровождавшим переход девушки в состояние и положение Замужней с точки зрения психологических смыслов, не теряющих своей важности и сейчас. Для примера возьмем отдельные обряды традиционной русской свадьбы, в которых девушка-невеста проходит особенно заметные внутренние шаги.

1. Она прощается с родительским домом.

Собирает и увозит из него свои вещи, разбивается посуда, из которой она ела в родительском доме, мать плачет и прощается с ней «уезжающей на чужу сторонушку», даже если эта «сторонушка» будет в той же деревне через несколько домов, и дочка сможет встречаться с матерью в дальнейшем хоть каждый день. (А изредка бывали и случаи, когда муж переходил в дом жены, но эта часть обряда все равно оставалась)

В чем смысл? Родительский дом — это некий уклад жизни, установленный родителями и принятый девушкой на уровне привычек, негласных договоров, представлений о том, как правильно. Это некие обязательства по отношению к семье — разделенные обязанности в доме, место, которое дочка занимает в отношениях с родителями и место, которое они занимают в ее жизни. Все это — необходимо оставить, «похоронить», чтобы быть готовой выстраивать нечто совершенно новое в новых условиях построения мира с мужем. Что-то из наработанных правил и умений может быть полезным — и замечательно, это можно будет вернуть, но какие-то привычки и обычаи могут не сочетаться с потребностями и свойствами мужа. И тогда менять уклад оказывается намного легче, если с прежним уже успела попрощаться. Иными словами — женщину, как хранительницу домашнего очага и домашнего уклада перед свадьбой освобождали от того родительского уклада и обычая, которые она хранила до этого. Чтобы ей было легче принимать и хранить другой — выстроенный уже ею самой осознанно и в согласии с мужем.

2. Она прощается с подружками.

Устраивается девичник, на котором девушка с причетом закрывает отношения с подружками, каждую одаривает, просит прощения за все. Чем обидела и т. п. При этом, как уже говорилось, она может никуда из деревни не деваться и запретов на общение с подружками у нее после свадьбы не возникает.

В чем смысл? Не знаю, встречалось ли вам, а мне вот довольно часто — в компании несколько подружек обсуждают недавно вышедшую замуж — «ну вот, замуж вышла — и пропала, забыла нас, не нужны мы ей стали, вернуть бы те времена, когда были вместе и было так хорошо!». Говорится это обычно с разной степени, но всегда хотя бы тенью обиды и упрека… Потому что — ушла не попрощавшись, не обозначив и не отметив свой уход. И это — обидно! А она не может не уйти — цели стали другими! Ей теперь не болтать и кокетничать, «хороводиться» хочется, а семью выстраивать, в которой ей жить дальше долгую жизнь. Это же работа не меньшая, чем дом физический построить — стены, крышу, пол, коммуникации, мебель. Все то же самое, только на невещественном уровне… Тут не до подружек какое-то время! И если девушка с ними попрощалась — то все по обычаю, они знают, что так и будет и ни она не чувствует себя виноватой, что друзей бросила, ни они ее не винят. Через год-другой, закончив устроение дома, она вернется к своим подружкам (если осталась в той же деревне), только отношения будет выстраивать уже другие — не ходить на девичьи посиделки, а общаться с теми из них, с кем хочет, и в других условиях — на совместных женских работах, ходить\звать в гости и т. п.

3. Она

выплакивает все страхи перед грядущей семейной жизнью.

Девушка, которая на свадьбе не плакала, подозревалась в «испорченности», про нее говорили, что «если не плачет до свадьбы — после все с ней наплачутся». Чтобы избежать такой ситуации, иногда на свадьбу звали специальную женщину-«плачею», чтобы она «молодую расплакала» — своим плачем подняла в ней нужные состояния и помогла их выпустить. Если посмотреть содержание традиционных свадебных причетов невесты — там находится в разных вариантах очень подробное описание «семейного ада»: сверовь — «змея подколодная», свекор — «зверь лютый», золовки и деверя (сестры и братья мужа) — «лисы да вороны», муж — «чуж-чуженин». Соответственно, сверовь со свекром — не жалеют, работой уматывают, не любят, ругают. Деверя с золовками — ненавидят, не жалеют, строят козни. Муж — не любит, бьет, пьет, изменяет, никуда не пускает. И вот обо всем этом девушка на свадьбе должна была публично причетать, даже если жених ей на самом деле был очень даже по сердцу.

В чем смысл? Некоторым может даже показаться, что девушка такими мыслями «программирует себя на плохое». Ничего подобного! Так бы было, если бы она держала эти мысли в себе или гнала их от себя, то есть от осознавания. В данном же случае происходит обратное — девушка заранее проживает и освобождается от всех возможных страхов перед тем, что ждет ее в новой, замужней жизни. Приходит на ум аналогия с воинской традицией Самураев, которым перед боем рекомендовалось тщательно и подробно представлять себя убитыми всеми возможными способами, для того, чтобы прожить заранее все страхи, чтобы во время битвы они не могли отвлечь или смутить дух воина. Тут похожее — если с чем-то из перечисленного (все сразу — это такая же редкость, как и полное счастье) девушка действительно столкнется после свадьбы — она не будет захвачена дополнительными к ситуации переживаниями по поводу события. Чем-то вроде — «о, как все ужасно!», «о, я же этого и боялась!», «о, за что же мне такое!». А сможет быстро оправиться и начать думать — как с этим уживаться, нет ли способов решить эту проблему, какое поведение лучше выбрать для улучшения своего положения. То есть — не потеряет ясности ума, которую обычно переживания заметно замутняют.

4. Она «покоряется» мужу.

Признает его главенство в семье. Это самый больной вопрос для современных женщин, на нем придется остановиться подробнее. По ходу традиционной свадьбы обязательно есть момент, когда жена кланяется мужу в пол, разувает его, подает ему плетку. Разувание женой мужа также обязательно присутствует в традиции многих областей в качестве начала первой брачной ночи. При этом жена ставит сапоги мужа в головах постели, а муж должен положить в один сапог несколько монет, которые жена утром вынет и возьмет себе. В ситуации, когда жена подавала мужу плетку (обычно при переходе в дом мужа) иногда от него требовалось непременно этой плеткой жену по спине ударить. Считалось, что это скрепляет брак.

В чем смысл? Нам, современным женщинам, очень трудно понять этот обряд! А вместе с тем в нем скрыта удивительная мудрость и глубина. Причина затруднений в том, что у нас какое-то искаженное понятие «покорности». В нем и «готовность все стерпеть» присутствует, как деталь, и «униженность» по отношению к тому, кому покоряешься, и вообще — покорение воспринимается, как проигрыш в некоей битве. Пришел «захватчик», победил нашу армию и покорил наш народ. И живем мы все теперь покоренные и покорные под неким угнетателем. Это ошибка!

Если обратиться к религиозной литературе — там еще можно встретить другое, более точное, понимание «покорности» в словосочетании «покорность воле Божией». Бог дал человеку свободу воли — значит, сам он покорять человека, подчинять его себе, не хочет. «Покорить-ся» — это внутреннее действие над собой, его вообще никто снаружи сделать с другим не способен! Дальше — покорность не имеет прямого отношения к терпению — потому что можно быть одновременно «терпеливым» и «непокорным» — терпеть нечто, ниспосланное Богом, но не покоряться при этом его воле.

В чем отличие? «Покорность» подразумевает приятие! А «терпение» может быть и с приятием, и с сопротивлением тому, что происходит. Бог не может покорить человека, таковы заданные условия. И точно так же мужчина не может покорить женщину — он только может вызвать в ней желание и готовность покориться. А дальше она или признает его волю над собой и готовность принять его управление, или не признает. И если не признает — то ей труднее его уважать, ценить, доверять. А без доверия, уважения и признания — как его любить… Кроме того — женщина по своей внутренней природе ближе к стихиям, более стихийна. И самой себя организовать ей часто бывает довольно сложно.

Мужчине же совсем не сложно ей в этом помогать, создавать ей внешние рамки, в которых ее стихия будет направляться на благо семьи. Но только в том случае, если женщина примет его управление и сможет объяснить ему свои желания — куда она хочет двигаться в совместной с ним, «супругом», упряжке. В этом случае он будет управлять ею в движении туда, куда она же сама и хочет двигаться! И ничего, кроме взаимной выгоды и удовольствия, такая «покорность» не принесет.

Мой вполне современный опыт работы с налаживанием отношений в семье показывает, что принятие (а иногда и специальная передача) женщиной права мужчины решать большие стратегические вопросы в семье дает обоим значительную экономию душевных сил. К тому же мужчина обычно сразу становится активнее в рамках семейных дел и включается в выполнение обязанностей, от которых прежде без постоянных нажимов жены отвлекался. А поиск и нахождение оснований, на которых женщина сможет ощущать своего мужчину величественным, уважаемым, даже достойным в чем-то поклонения — дает всплеск ее любви и восхищения, на котором оба испытывают большой душевный подъем.

Тема большая, ее можно продолжать и дальше. Но, думаю, приведенных примеров уже достаточно, чтобы увидеть, что состояние «замужней» женщины виделось в традиционной культуре (а по сути — оно так и есть) принципиально отличным от «не замужней». Настолько другим, что проще и удобней всего было переходить в него в рамках свадебного обряда в виде «умирания» в прежнем своем состоянии и «рождения» в новом. И в этом ценность и смысл традиции переходов\инициаций\посвящений вообще

Опубликовала  пиктограмма женщиныPin-up  05 сен 2013
15 комментариев

Похожие цитаты

Если мужчины ищут женщину только
для секса, то почему они удивляются,
когда их ищут для денег?

Опубликовала  пиктограмма женщиныНастаси  04 мар 2012

…И вот нам уже давно за 30.
Но как, скажите, дальше жить?
Всё меньше мужиков,
Которых хочется добиться.
Всё больше мужиков,
Которых хочется добить…

Опубликовала  пиктограмма женщиныMaVrA  21 мар 2013

Я уже простила все обиды
Тем, кто предавал и не любил,
Тем, кто был приветлив только с виду,
А в душе недоброе таил.

Я простила грубость и упрёки,
Жёсткие, надменные слова
Недалёким, злым и одиноким
И считаю, что была права.

Я врагам простила их интриги,
Изощрённых сплетен кружева,
Козни, будто фабула для книги,
Там, где «Подлость» — первая глава.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМАРКИЗА А  08 сен 2012

Выпрямила волосы — к дождю; уложила волосы — к ветру;
красиво уложила — к урагану;
не расчесала волосы — встретила всех знакомых)))

Опубликовала  пиктограмма женщиныЧАРУЮЩАЯ  24 мая 2012

Девочки за 40 — они такие девочки! Они ранимы и даже беззащитны. Они наивны и доверчивы, почти как в тринадцать.
Они давно забыли грубоватую романтику 15-летних, активный задор 25-летних, и рациональный напор тех, кому за 30.
Они много видели.
Потом зажмурились.
Потом открыли глаза.
И увидели новый мир, новых себя, новую жизнь.

Они снова верят в лучшее, потому что худшее, как правило, с ними уже случалось. И они выжили — именно для того, чтобы снова верить в лучшее. Они получают лучшее: потому…

Опубликовала  пиктограмма женщиныРадужная  30 июн 2013