Именно с глаза для каждого из нас начинается пространство, тяготеющее к бесконечности, пространство настоящего, поражающее нас с большей или меньшей интенсивностью.
Оно тут же, изменяясь на ходу, сворачивается в воспоминание. Из всех имеющихся средств выражения, фотография — единственное, которое способно зафиксировать конкретное мгновение. Мы играем с вещами, а они на глазах исчезают, но стоит им исчезнуть, оживить их уже невозможно.
Фотографировать — это значит задержать дыхание, когда все наши способности объединяются в погоне за ускользающей реальностью, и добытое таким образом изображение доставляет огромную физическую и интеллектуальную радость. Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце.
Лично для меня фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить.
Поэзия лежит в основе фотографии. Если человек снял странную и необычную фотографию, то это еще не означает, что в ней есть Поэзия. Основой поэзии есть два элемента: вступление и противоречие, если между ними появляется искра, то результатом будет замечательная фотография. Но искру не стоит искать и ждать, она как вдохновение — приходит, когда ей будет угодно.
Фотография — это живопись, пластика, ритм и композиция размещенные в считанных долях секунды.
Делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду.
Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание. Композиция снимка должна быть закономерна, потому что нельзя отделить форму от содержания. Форма — это структура, которая дает нашим чувствам конкретные очертания.
Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре.
Для меня фотокамера — это блокнот, где я делаю свои наброски, это инструмент моей интуиции, порыва, повелитель мгновения, это то, что в рамках визуального мира одновременно задает вопрос и принимает решение. Чтобы «обозначить» мир, нужно ощутить вовлеченность в тот его отрезок, что выделен тобою в видоискателе.
Процесс фотографирования — это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие.
Фотография — это объединение визуальных форм в их связях, но для возникновения связей должна быть причина, поэтому содержание неотделимо от формы. Фотограф должен немного предчувствовать жизнь, должен понимать, когда форма, находящаяся в движении, на снимке может приобрести выразительное равновесие.
Удел фотографа — исчезающие вещи, ведь когда они исчезнут навсегда, только фотография расскажет, какими они были.
Между хорошей и плохой фотографией разница не большая, а очень маленькая, буквально в нескольких миллиметрах. Как раз эти миллиметры и делают снимок хорошим или плохим.
Репортаж — это постоянная работа, когда голова, глаз, сердце задействуются во имя того, чтобы выразить проблему, зафиксировать какое-то событие или впечатление. Порой событие оказывается настолько насыщенным, что бывает необходимо углубиться в развитие ситуации. Начинается поиск решения. Иногда для этого достаточно нескольких секунд, иногда потребуется часы и даже дни. Стандартных решений не существует; нет готовых рецептов, нужна мгновенная реакция — как в теннисе.
Нужно думать до нажатия на спуск, или после, но не вовремя съемки.
Никаких повторов, только неожиданность.
Необходимо фотографировать, сохраняя величайшее уважение к снимаемому сюжету и к себе самому.
В мире, разрываемом стремлением к наживе, в мире, который захватили разрушительные сирены высоких технологий и жадная до энергии глобализация — этот новый вид рабства, — за всем этим существует Дружба, существует Любовь.
Я не являюсь ни экономистом, ни журналистом, не фотографирую достопримечательности. Я лишь стремлюсь внимательно наблюдать жизнь.