Место для рекламы

Водолей

Водолей преодолевает плотные границы Козерога и строит свои структуры, только тонкие — ментальные. Они принадлежат стихии воздуха, поэтому гораздо лучше приспособлены для «духовного» наполнения. Сознательно или бессознательно Водолеи тяготеют к минимизации, облегчению плотных форм.

Писатели-Водолеи (А.Чехов, Дж. Джойс, А. Бретон и др.) стремились избегать устоявшихся форматов литературной работы. Жесткие рамки логичности, грамматики, словарных значений тесны для Водолея. Им гораздо ближе техника «потока сознания» (Дж.Джойс, Г. Штайн, В. Вульф).
Пишущим Водолеям важен момент сотворчества автора и читателя, их тексты излучают энергию живого биения мысли, сиюминутного ещё теплого акта творения, энергию новизны и эксперимента. В этом смысле очень характерен язык Льюиса Кэрролла. По насыщенности неологизмами и по легкости бесплотной игры свободно трансформируемых слов он не знает себе равных в мировой литературе.

«Бармаглот»
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове."

Отказываясь в «Алисе» от логики здравого смысла, Кэррол приносит ее в жертву логике столь причудливой и парадоксальной, что она может ввергнуть в отчаяние самого изощренного читателя.
Бессмыслица — «нонсенс» — естественный результат стремления Водолея уйти от приземленного здравого смысла, порвать с козерожьими нормами мышления, лишающими полета фантазию художника.

Свободу от условностей, непривязанность к существующим образцам самовыражения, стремление идти свои собственным уникальным путем прекрасно демонстрирует А. П. Чехов: «Я — свободный художник и не судья своим героям»
«Я боюсь тех, кто между строк ищет тенденции и кто хочет меня видеть непременно либералом или консерватором. Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист»
«Мое святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение и абсолютнейшая свобода…»

Водолей задает направление снизу вверх, он устремлен в Небо. Этот знак сильно поляризован по вертикали: либо наивысшие достижения человеческого духа, либо самое дно общества. Если не удается достичь сияющих высот, все остальное — полный провал и там внизу уже ни так важно кто прав, а кто виноват, где чистые намерения, а где лицемерие, что принесет конкретную пользу людям, а что заставит их страдать. Ко всему, что ниже Идеала Водолей теряет интерес и, соответственно, теряет способность адекватно оценивать проявления обыденной жизни. Обыденная, приземленная жизнь скучна и неинтересна, она — обуза. Как правило, Водолей слабо укоренен в реальной жизни — он как бы зависает над ней. Он очень остро ощущает контраст между высшей (небесной) и низшей (земной) ипостасями человеческого существования:

«Мы высшие существа, и если бы в самом деле мы сознали всю силу человеческого гения и жили бы только для высших целей, то в конце концов мы стали бы как боги. Но этого никогда не будет, — человечество выродится и от гения не останется и следа.» (А.Чехов «Дом с мезонином»)
Чехов сетовал:" Жизнь кажется великой, громадной, а сидишь на пятачке."
«Его упрекали в отсутствии миросозерцания. Нелепый упрек! У Чехова есть нечто большее чем миросозерцание, — он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения.» (из критики)

Водолей ориентирован на все новое, все необычное и оригинальное. Ему очень трудно переносить рутинное спокойное существование без взлетов и падений.

Владимир Высоцкий:
«Я не люблю, когда на половину…
Я не люблю уверенности сытой,
уж лучше пусть откажут тормоза.»
Банальное и пошлое выводят Водолея из себя. Он устремлен в будущее, часто в далекое будущее. Там, почти в бесконечности, ему мерещится воплощение всех его идеалов:

«Хорошая будет жизнь лет через пятьдесят…» (Чехов «Случай из практики»)
«Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной»; «Через двести-триста лет настанет новая счастливая жизнь»
«Настоящее противно, но зато когда я думаю о будущем, то как хорошо!» (Чехов «Три сестры»)

Согласно Эзотерической Традиции человечество в 20 — 21 веках вступает в двух тысячелетний период, который должен нести отпечаток Водолея.
Среди главных признаков наступления новой эпохи — неуклонное формирование единого человечества. Все более тесная интеграция и взаимозависимость самых разных уголков планеты превращает население планеты в единый организм. Земля опутывается сетью коммуникаций — в самом ближайшем будущем не составит проблемы мгновенно получить информацию из любой точки планеты («Телефонная книга — триптих «). Internet или Всемирная Паутина покрывает земной шар все более густой сетью. Сравните аббревиатуру всемирной паутины World Wide Web — WWW со значком Водолея h Импульс осознанию своей связанности, целостности, общей судьбы человечество получило, начав космическую экспансию. Эпоха Водолея выводит землян на широкую космическую арену. Земная цивилизация должна шагнуть за пределы Земли и включиться в общекосмические циклы развития.

Водолей как бы находится вне природы естественной, он творит искусственную природу. Это один из важнейших признаков Новой Эпохи. Пафос Водолея7, таким образом, состоит в разделении природного и божественного начал в человеке и покорении инстинктивно- чувственного начала началом разумным. Недаром Водолея называют также Человеком или Ангелом т. е. человеком свободным от всего земного и животного.

Один из самых ярких водолейских типов выведен Чеховым в «Черном монахе»:
«…Ты один из немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно… Без вас, живущих сознательно и свободно, человечество было бы ничтожно; развиваясь естественным порядком, оно долго бы еще ждало конца своей земной истории. Вы же на несколько тысяч лет раньше введете его в царство вечной правды …
— А какая цель вечной жизни? — спросил Коврин.
— Как и всякой жизни — наслаждение. Истинное наслаждение — познание. А вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания.

— А почему ты знаешь, что гениальные люди, которым верит весь свет, тоже не видели призраков? Говорят же теперь ученые, что гений сродни умопомешательству. Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди. Соображения на счет нервного века, переутомления, вырождения и т. п. могут серьезно волновать только тех, кто цель жизни видит в настоящем, то есть стадных людей… Повышенное настроение, возбуждение, экстаз — все то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей противно животной стороне человека. Быть избранником, служить вечной правде, стоять в рядах тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царствия божия, отдать идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!"

-

В духе Водолея выделится любой ценой, заявить о себе как можно громче неважно каким образом: " -Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите!
… Ведь теперь меня знает вся! Россия! Вся! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом!
-Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся! Россия знает"
(Что же такое напечатано, что «вся Россия» о нем теперь знает)
«29 декабря, в 11 часов вечера коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров выходя из портерной … и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь…» (Чехов «Радость»)
Любопытно, что в целом ряде произведений Чехова встречается водолейское чиcло 11 (Водолей — одиннадцатый знак Зодиака):
«Итак .завтра часам к одиннадцати», «На другой день … в одиннадцать часов, он уже ехал…», «На большой станции, часу в одиннадцатом, оба вышли…» «Николая отвезли в Москву, когда ему было одиннадцать лет …»
«Был уже одиннадцатый час, а по-дачному это поздно"(«Три года»)

У Водолеев особое отношение к науке — инструменту преобразования мира и освобождения человека от повседневной рутины:
«…Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизация… Я живу и питаюсь одной только наукой, которую провидение дало роду человеческому… Я много произвел открытий своим собственным умом, таких открытий, которых еще не один реформатор не изобретал… Если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос. Разве мы покрыты кругом шерстью…» (А.Чехов «Письмо ученому соседу»)

От слишком сильного упования на науку Водолей быстро переходит к другой крайности: «- Наука. отжила своей век … Ее песня уже спета… Человечество начинает уже чувствовать потребность заменить ее чем-нибудь другим… Выросла она на почве предрассудков, вскормлена предрассудками и составляет теперь такую же квинтэссенцию из предрассудков, как ее отжившие бабушки: алхимия, метафизика и философия. И в самом деле, что она дала людям? Ведь между учеными европейцами и китайцами, не имеющими у себя никаких наук, разница самая ничтожная, чисто внешняя. Китайцы не знали науки, но что они от этого потеряли» («Три сестры»)

В материальном мире лишь к электричеству питает Водолей родственные чувства:
«Мы тут имеем дело с одним из явлений электричества … В коже каждого человека заложены микроскопические железки, которые содержат в себе токи. Если вы встретитесь с особью, токи которой параллельны вашим, то вот вам и любовь»
«Только знаете, чего не хватает для полного торжества? Электрического освещения. Во всех странах уже введено электрическое освещение, и одна только Россия отстала.»
" - Электричество… А по моему взгляду, электрическое освещение одно только жульничество.
—  Ежели бы вы видели электрическую батарею, из чего она составлена то иначе бы рассуждали.
— И не желаю видеть. Жульничество" (Чехов «Три года»)

Жюль Верн
«Образом капитана Немо Жюль Верн сделал открытие в литературе. До него существовали герои-воины, герои-аристократы, герои-простолюдины и многие другие, но никогда не появлялось героя-техника. Немо был первым таким героем. ОН появился в век пара и электричества, появился как символ невиданного, но грядущего технического прогресса. Капитан Немо применял электричество в таких масштабах, о которых и не помышляли в те времена. Никто тогда не изобрел надежного электрического освещения. Эдисон и Яблочков, впоследствии сделав это, могли вспомнить Немо! Никто не применял электричество как двигательную силу. Немо, опережая свое время на столетие, не только заставил электричество двигать со сверхскоростью подводное судно, освещать ему путь в толще вод, но и нашел способ непрерывно добывать электричество из морской воды.

Создать такой конкретный образ изобретателя, который изобретает не просто «что-то такое замечательное», а вполне реальное, в области судостроения, электричества и многих других областях, создать образ такого гениального ученого, который показывал бы путь прогресса человечеству, можно было лишь потому, что писатель Жюль Верн понимал тенденции развития науки и техники, знал последние их достижения и способен был «угадывать» направление, в котором будут наука и техника развиваться."

(А.Казанцев)

Левша Н. Лескова, подковавший искусственную блоху — еще один образ водолейского изобретателя-уникума. Кстати, леворукость — один из признаков сильного Урана в карте рождения. Характерно, что верх ухищрений левши, его гордость — «гвоздики…которыми подковки забиты…» не видимы «никакой мелкоскоп взять не может" — т. е. они находятся по ту сторону нормального восприятия. Отметим, что хозяин Водолея — Уран относят к невидимым планетам — его не видно невооруженным глазом. Работа левши, пожалуй, еще более водолейская, чем технические достижения капитана Немо — она не имеет прикладного значения. Это чистое «диво», демонстрация уникальных возможностей человека. С практической, меркурианско- сатурнической, точки зрения работа левши бессмыслена.
Сознание часто Водолея захватывается картинами сверхъестественного мира, оно заражено гигантизмом — все происходящее непременно должно иметь глобальные или даже космические последствия. Все оценивается с точки зрения трансформации и экстремальностей.

Борис Пастернак
«Подлинной Родиной и творческой атмосферой Пастернака были и остались Вселенная и Вечность. Национальные и патриотические вспышки не захватывали Пастернака — они только мешали…» (Юрий Анненков).
«Господа… Надвигается неслыханное, небывалое. Прежде, чем оно настигнет нас, вот мое пожелание вам. Когда оно настанет, дай нам Бог не растерять друг друга и не потерять души. … Революция и есть наводнение… От события такой огромности не требуется драматической доказательности. Мелко копаться в причинах циклопических событий. Они их не имеют. Это у домашних ссор есть свой генезис… Все великое… вдруг оказывается налицо без возникновения, словно было всегда или с неба свалилось.»
«Это ведь значит — обнять небосвод,
Руки свести вокруг Геракла громадного,
Это ведь значит — века напролет,
Ночи на щелканье славок проматывать!»

Сравните:
«Мой финиш - горизонт, а лента — край земли…"(В.Высоцкий)
«Может ли воображение желать лучшего материала, чем этот, чтобы отправиться в путешествие через пространство и время?» (С.Моэм «Сосуд гнева»)
«Нам новый век узреть не суждено,
Но вы, вкушая радость мирозданья, —
Поймете ль вы, что было так темно,
Так мерзостно людей существованье!
Но почему б и жизни не плясать,
НЕ радоваться солнечному свету
И пузырьками пены не мелькать?
Ведь все равно системы и планеты,
Века мгновенья, атомы, миры
Исчезнут в смене огненной игры.» (Лорд Байрон)

Признание современников значит для Водолея гораздо меньше, чем некоторые космические критерии успеха:
«Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов,
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов» (Б.Пастернак)
Один из важнейших мотивов Водолейского творчества — соотнесенность личного и космического:

«О какая это была любовь, вольная, небывалая, не на что непохожая! Они думали, как другие напевают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом. Небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще быть может, больше чем им самим… Никогда, даже в минуты самого беспамятного счастья, не покидало их самое высокое и захватывающее наслаждение общею лепкою мира, чувства отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей Вселенной. Они дышали только этой совместностью. И потому превознесение человека над остальной природой, модная няньченье с ним и человекопоклонство их не привлекало. Начала ложной общественности, превращенной в политику, казались им жалкой домодельщиной и оставались непонятны."(Б.Пастернак «Доктор Живаго»)

Все в нашем мире кажется Водолею взаимосвязанным. Водолею близка идея, что все человеческие судьбы образуют единую ткань жизни. У Пастернака мы видим чисто водолейское стремление воспринимать и показывать все рядом, одновременно, как бы в пространстве, а не во времени:

«Он подумал о нескольких развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью, одно возле другого, и том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает. Нечто вроде принципа относительности на житейском ристалище представилось ему, но окончательно запутавшись, он бросил и эти сближения»

«В кашне, ладонью затворясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Кто тропку к двери проторил,
К дыре засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По!»

2). Объединения, которые создает Водолей, безусловно, не только чисто интеллектуальные. Они вполне реальны и силу их организующего воздействия на земную жизнь трудно переоценить. Они могут быть даже грандиознее козерожьих, но построены они не на иерархии, подчинении и формальном порядке, а на основе сходных идей, на общем понимании идеалов. Это группы людей, имеющих одни и те же представления о том, как нужно изменить жизнь и организовать ее на новый лад.

3) слова лексикона Водолея выделены жирным шрифтом

4) Краткий список писателей-Водолеев

Антон Чехов, Николай Лесков, Борис Пастернак, Михаил Салтыков-Щедрин, Владимир Высоцкий, Илья Эренбург, Аркадий Гайдар, Всеволод Гаршин, Василий Жуковский, Евгений Замятин, Иван Крылов, Николай Добролюбов, Виктор Шкловский, Павел Бажов, Валентин Катаев, Михаил Пришвин, Георгий Вайнер, Льюис Кэрролл, Жюль Верн, Лорд Байрон, Джеймс Джойс, Чарльз Диккенс, Бертольд Брехт, Жорж Сименон, Стендаль, Вирджиния Вульф, Август Стриндберг, Джон Раскин, Сомерсет Моэм, Роберт Бернс, Ромен Роллан, Гертруда Штайн, Джордж Мередит, Андрэ Бретон, Уильям Бэрроуз, Синклер Льюис

5) Исследования карт лингвистов показывает весьма сильный акцент на знаке Водолея. Особенно выделен Водолей у тех, кто создавал или пропагандировал всемирные, универсальные языки. Например, Сведенборг, Ампер и Аррениус были Водолеями по Солнцу; доктор Заменгоф — изобретатель Эсперанто — имел Луну в Водолее.

6) Перевод в обычном смысле слова здесь, конечно, невозможен. Для того чтобы составить некоторое представление о том, как англоязычный читатель воспринимает этот текст, приводим оригинал:
Jabberwocky

‘Twas brilling, and the slithy toves
Did gyre and gimble in the wabe:
All mimsy were the borogoves,
And the mome rath outgrabe

7) Меня давно занимала картинка, которой обычно в популярных изданиях обозначают Водолея (Человек, льющий воду из кувшина) и несколько Рыбье толкование этого символа.

Давайте разберемся, чем Водолей в действительности занимается. Говорят, что он льет воду знания на человечество. Сразу возникает несколько вопросов: почему знание символизируется водой? Почему неподвижный знак распределяет (разбрызгивает) вещество, когда по определению он должен его концентрировать (собирать)? Почему, наконец, воздушный знак назван Водолеем?

Мне кажется, что мы приблизимся к правильным ответам на эти вопросы, если вспомним, что вода традиционно символизирует жизнь, инстинктивно- чувственное начало (Луна), а Водолея называют также Ангелом, т. е. человеком свободным от всего земного и животного. Согласно эзотерической Астрологии царством людей управляют Меркурий и Сатурн — сухие, бесплодные планеты, которые очень сильны в Водолее. Известно также, что Луна — самая водная планета — не дружит с Водолеем.

Все выше изложенное наталкивает на мысль, что Водолей не обливает человечество водой «космической мудрости», а собирает излишнюю влагу (животное, природное начало), отбирает ее у человечества и сливает в другое место (например, в соседние знаки, благо у них есть плавники).

Опубликовала    21 авг 2013
23 комментария

Похожие цитаты

Женщина не становится на год старше… она становится ещё на год опаснее…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныСергей Костючен  02 мар 2013