«Всё новое — это хорошо забытое старое», гласит народная мудрость. Это утверждение с течением времени находит себе всё больше подтверждений. Одно из таких подтверждений — модное нынче молодёжное движение хипстеров.
Американское слэнгового «hip» — это «понимающий человек» или «человек в теме».
Самой спорной и малоизученной на сегодняшний день в аспекте антропологии является субкультура хипстеров. Сам термин появился ещё в 1940-е годы в среде битников; тогда в понятие вкладывали смысл прорисовки образа человека. Основным ценностным аспектом этого абриса было нахождение «в стороне от общества, которое, по его ощущению, стремится подчинить каждого своим меркам» (определение одного из теоретиков движения битников Нормана Мейлер).
Кто такие хипстеры?
В новом словаре Оксфордского Университета слово «хипстер» толкуется так:
«личность, которая следует самым последним тенденциям моды».
И вот, в нашей стране тоже появилось слово «хипстер», которым называются молодые люди, тяготеющие к ретро-стилю в одежде, арт-хаус кинематографу, увлекающиеся независимой музыкой и ставящие себя в оппозицию к массовой культуре.
Творчество
Анализ творчества и повседневности хипстеров даёт возможность сформулировать определение данной социальной общности: это субкультура, истоки которой коренятся в американской культурной традиции XX века, а основными ценностями являются свободное и независимое творчество, бережное отношение к историческому наследию и свобода информации.
Музыка
Хипстеры не являются приверженцами какого-либо конкретного стиля в музыкальной культуре, но имеют свою идентификацию (ретро-стиль в одежде), идейный центр (творческое наследие битников), определённую атрибутику (узкие джинсы, кеды, очки в толстой оправе), а также определённую нравственную позицию, выражающуюся в свободе творчества (в этом проявляется антропологический акцент данной субкультуры).
Интересы и потребности хипстеров
Хипстеры претендуют на более высокий социальный статус, но делают это не так радикально и ярко, как представители других субкультур. Помимо интереса к ретро-тенденциям в моде, они обладают ещё одной важной особенностью — аморфностью. Хипстеры — одна из немногих субкультур, которая постоянно находится на грани между контркультурой и культурой массовой.
Социальный статус хипстеров:
Они, как и первые хипстеры времён битников, тяготеют к элитарной культуре
Большинство из них имеет высшее образование или получает его
В этой среде не принят физический труд, а в почёте творческие профессии в сфере моды, музыки или дизайна
Основной площадкой для культурного обмена избран Интернет
Одним из самых заметных проявлений их творческой деятельности стали фэшн-блоги и их культура
Через интерес к старому они обозначают своё тяготение к замкнутой элитарной культуре и опять-таки оппозицию к массовой
Если сравнивать западные Интернет-ресурсы, то там хипстерам уделяется не так много внимания, как в России; в отечественных сетях они стали своего рода «мем-культурой». По популярности шутки и пародии на них смогли обойти, наверное, только шутки на представителей нашумевшей когда-то эмо-культуры.
В западном обществе во внешнем виде хипстеры более схожи с самыми обычными студентами или подростками, одеваясь в кардиганы и узкие джинсы.
В нашей же стране были лишь западные тенденции, поэтому в России хипстеры приобрели более чёткие рамки, т. к. они просто заметны и отличаются от обычных городских жителей.
Массовая культура и мероприятия в хипстерской среде
Существование хипстеров без массовой культуры, учитывая реалии современной России, было бы не возможно по нескольким причинам. Во-первых, такую широкую огласку и, следовательно, распространение эта культура получила именно в прессе (причём печатной), а, во-вторых, многие хипстеры невольно являются носителями массовой культуры.
Примером тут служит один из популярнейших журналов Москвы и Санкт-Петербурга «Афиша».
«Пикник Афиши» — каждое лето в Московской области проходит музыкальный фестиваль, главной особенностью которого является независимая музыка. Большинство исполнителей как раз относятся к независимой музыке, но с годами данное мероприятие разрослось до масштабного музыкального рынка, где любой желающий может принести свои вещи и выставить их на продажу или обмен, где на одной территории соседствуют и «кустарные» производители и представители международных корпораций, например, «Apple» или «Nike».
Именно подобный симбиоз вещей ограниченного тиража и крайне популярных товаров массового потребления подчёркивает тесное соприкосновение культуры хипстеров с, пусть и западной, но массовой культурой. Хипстерство, культура во многом парадоксальная, так как формально противопоставляя себя масскульту, именно из массовой культуры она и появились.
Тонкая душевная организация современных хипстеров
Особенностью хипстеров и главным их достижением стало, пусть и скрытое, абсолютизирование искусства. Они не пытаются решать какие-либо социальные проблемы, то есть получается уникальная культурная формула: свобода самоидентификации плюс свобода творческой деятельности без всяких ограничений.
Но хипстеры в своём субкультурном развитии не смогли избежать проблемы творческого меньшинства внутри самого явления. Сосредоточение молодёжи, воспринявшей волну хипстеров как моду, послужило причиной необходимого различия между хипстерами и теми, кто ими пытается быть.
Хипстеры наших дней являются логичной социальной группой в контексте привнесенной западной традиции.
Хипстеры это одна из самых «свободных» субкультур в плане самоидентификации. Но необходимо понимать, что не практикующий культурную деятельность индивид, схожий внешне с хипстерами, хипстером не является.
Субкультура хипстеров — это образ мышления, жизни и творчества.
Хипстеры являются логичной эволюционной вехой современных субкультур, опираясь на основную особенность современности — растущую скорость передачи информации и её доступность
Хипстеры становятся первым осознанным примером «людей, которые так или иначе начинают ощущать, что глобализация работает против них, и потому все более склоняются к мысли, что их традиции, да и жизнь в целом становятся лишенными смысла» (А. Бард)
«Хипстеры будут все более интенсивно прибегать ко всем возможным в век интерактивных коммуникаций способам, направленным на то, чтобы и их голос тоже был услышан». Эта мысль А. Барда наиболее точно описывают тенденции развития современных информационных технологий и субкультурных процессов в обществе.
Очень трудно делать какие-либо прогнозы, но на данный момент ясно одно: субкультура хипстеров уходит во всемирную паутину, так как в виртуальном мире она полностью свободна, а это — главная ценность для поиска собственного Я молодого человека в обществе потребления.