Ситуация с ЕГЭ обнажила то, что давно существует и о чём не принято говорить, поскольку это касается всех и каждого. А именно: общество в большинстве своём глубоко больно, большая часть нас развращены до предела и даже не замечают аморальности своего поведения. Родители, ученики, учителя — все стороны процесса под названием «сдача экзамена» заинтересованы в том, чтобы обмануть закон. Не понимая, что обманывают только себя. Родители надрываются и экономят, что заплатить за экзамены любые деньги, дети находят десятки способов найти ответы, разнообразные доброжелатели и находчивые люди дарят и продают ответы на билеты, учителя потворствуют и даже участвуют в махинациях. Это происходит везде и повсюду, в этом участвуют миллионы людей по всей стране. Они даже не стыдятся этого, не скрывают глаз и спокойно об этом говорят на камеру. Обманывают и совершают преступление спокойно и без зазрения совести, не обращая внимание на общественное мнение. Потому что в этом самом общественном мнении преступление стало нормой, если только оно не убивает сразу же и внешне не сильно заметно. Массовая покупка высшего образования — из тех преступлений, которое не бросается в глаза, но уничтожает человеческие души (причём самые молодые) буквально целыми поколениям.
Люди, очнитесь! Мы всё больше забываем элементарные нормы порядочности и нарушаем один нравственный закон за другим. А потом с удивлением обнаруживаем, что и власть такая же, порочная и грязная. Порок стал нормой. И всероссийский экзамен это выявил со страшной откровенностью.
И дело здесь не в ЕГЭ как таковом. На ЕГЭ валят все свои грехи, чтобы очистить самих себя. Мол, поглядите, какое ужасное новшество, которое заставляет быть нас скотами и уродами. На самом же деле мы белые и пушистые, но не можем вести себя по другому, поскольку система порочна, вокруг одни взяточники, а Ливанов-Фурсенко-Филиппов (нужное подчеркнуть или вычеркнуть) — вредитель и. Это насколько удобная позиция, настолько и нечестная. Потому как я прекрасно помню, как уже в 90-е, будучи школьником, наблюдал и участвовал в процессе переписывания экзаменационных работ, списывания ответов и задач — короче, обманом окружающих и самих себя. До сих пор помню, каким шоком для меня был момент, когда я осознал, что обман при сдаче экзаменов для многих людей воспринимается как норма. Тотальная коррупция в образовании появились не здесь и не сейчас и развилась в систему отнюдь не с введением ЕГЭ. Но единый экзамен вытащил эту клоаку наружу и окунул нас в неё носом. Если раньше, когда существовали отдельные школьные экзамены и многочисленные вузовские, когда принимающие экзамены работали репетиторами у абитуриентов, которые потом сдавали им вступительные, когда каждый вуз жил по своим правилам и превращался в шарашкину контору, а все, кто мог, рассовывали деток по эти конторам — если тогда всё это было спрятано и закамуфлировано неразберихой и бессистемностью, то сейчас, когда всё это объединили и заставили сдавать по единому механизму (не важно даже, какой он — хороший или нет), все грязные делишки в образовании и всём обществе стали видны как на ладони.
Ну скажите честно себе сами: разве нам нужно знание и образование? Нет, нам нужна корочка, которая позволит (хоть и не факт) усесться на тёплое местечко. Разве нам нужны эти экзаменационные оценки как определение ценности труда человека? Да если вы скажете об этом вслух, вас засмеют! Разве нынешние родители перед экзаменом волнуются о том, сумеет ли их ребёнок не растеряться и показать свои знания на экзаменах? Нет, они волнуются, спишет он или нет! Достанет ли он ответы и не поймают ли его. Я не говорю за всех, нет. Но большинство либо делают так, либо — внимание! — не осуждают такое поведение. Махнули на всё рукой и плывут по течению. И даже те, кто поупрямее и попринципнее, если и борются, то пассивно и как-то уже обречённо. А все вокруг смотрят на них как на чудаков. Честность? Принципиальность? Порядочность? Нет, не слышали.
И бесполезно родителям объяснять, что они губят детей, губят своими руками! Они мыслят только категориями «устроить дитятко» и «обеспечить ему жизнь», не задумываясь о том, что их детки вскоре пострадают от псевдообразования куда сильнее, чем не получив его. Бессмысленно нечестным учителям рассказывать, что это не этично и за такое вообще-то надо выкидывать из профессии. В обществе, где всё меряется деньгами, а сдача единого экзамена очень неплохо вознаграждается, этика и принципы профессии — пустой звук. «Подсобил» ученичку обмануть экзамен, а там хоть трын-трава расти. И уж тем паче смешно рассказывать самим детям, что так нельзя и стыдно, если вокруг все взрослые обманывают друг друга не стыдясь и без всякой меры.
Правоохранительные органы и спецслужбы борются с нарушителями, проводят чуть ли не войсковые операции. Вдумайтесь в это! — спецслужбы занимаются чистотой госэкзаменов, так как само общество заинтересовано исключительно в том, чтобы провести их грязно. Это ли ни повод задуматься и одуматься. И по крайней мере, осознать, что это стыдно. Ведь стыд, обычно, тот первый и столь необходимый шаг, который помогает начать очищение.