Бесконечные стихотворения
Ты, конечно, помнишь эту ужасную бесконечную историю про попа и его несчастную собаку:
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса —
Он ее убил.
И в землю закопал.
И надпись написал:
«У попа бала собака,
Он ее любил…»
и так далее. Это стихотворение никогда не кончается, потому что все время возвращается к своему началу. А вот еще один пример, на этот раз про ворону, которая все никак не высохнет:
Шел я как-то через мост —
Глядь ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост —
Пусть ворона мокнет.
Снова шел я через мост —
Глядь ворона мокнет.
Снова взял ее за хвост,
Положил ее на мост —
Пусть ворона сохнет…
Такие забавные стихотворения называются бесконечными. Их очень любят и дети и взрослые — не удивительно поэтому, что они запоминаются почти сразу и на всю жизнь. Например, моим самым любимым (с детства) бесконечным стихотворением является «тошнотворная» песенка про «чучело-мяучело»:
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Только всем от песенки этой стало тошно,
Потому что песенка чучела про то, что:
Чучело мяучело на трубе сидело…
Когда надоест, можно закончить словами: «Чучело-мяучело, ты меня замучило!» Зато другая бесконечная песенка, эфиопская, закончится при исполнении сама собой, потому что ее надо петь все быстрее и быстрее. По моим наблюдениям где-то к третьему-четвертому кругу поющий выдыхается, не в силах петь быстрее. Так что это самое «короткое» бесконечное стихотворение:
А мы —э, а мы — э, а мы—эфиопы,
Мы вА, мы в А, мы в Африке живем.
Мы за, мы за, за прочный мир в Европе
И пе, и пе, и песенку поем:
«А мы —э, а мы — э, а мы —эфиопы…»
Большинство сохранившихся бесконечных стихотворений написаны неизвестными нам авторами, однако есть и совре-менные примеры, создатели которых установлены точно. Прочитай эти две бесконечные истории в стихах. Первая из них написана поэтом Игорем Жуковым, а вторая автором этих строк:
Голодный черт
Купил себе торт,
В пять 'минут съел —
Очень растолстел.
Растолстел, ай-ай!
Не влез в трамвай.
Ни грудью, ни бочком —
Пошел пешком.
До дома добрался —
Опять проголодался…
(Начинай сначала).
Мне вчера приснился сон:
Я гуляю без кальсон.
Без обеда и хвоста
Я гуляю вдоль моста.
На мосту стоит кровать,
я в нее улегся спать.
А потом я вижу сон:
Я гуляю без кальсон…
Я сидел, курил табак.
Подошел ко мне татарин,
Меня по уху ударил.
Я схватил его за грудь
И повел скорее в суд.
Староста, староста,
Рассуди, пожалуйста.
Это дело было так…
А вот еще одна, тоже дореволюционная, байка:
Жила-была бабушка
На краю местечка,
Захотелось бабушке
Выкупаться в речке.
Бабка хитрая была—
Купила пуд мочала.
Эта песня хороша —
Начинай сначала.
Но «кусающие себя за хвост» тексты не обязательно должны быть стихами. В литературе (например, в творчестве аргентинского писателя Хулио Кортасара) можно встретить даже бесконечные рассказы:
Все началось вот уже почти десять лет назад. Я завершал ночь с приятелями в одном баре Бризбана, когда к нашему столику подошел человек с пивной кружкой в руке, Который сидел до этого у стойки:
— Простите, джентльмены, вы позволите мне присесть за ваш столик и рассказать вам свою историю?
Мы молча кивнули. Он сел, сделал глоток и начал рассказывать:
— Меня зовут Аберкомби Макаренко, мне 40 лет, по проaессии я нотариус. Пять лет тому назад ко мне в комнату явился мужчина и попросил побеседовать со мной наедине. Несколько секунд спустя он уже сидел напротив меня и говорил следующее:
— Меня зовут Эзекиль Бридгман-Трейдер. Приблизительно 18 месяцев назад я находился за границей, в одном небольшом городе. Однажды вечером я нашел у себя в гостиничном номере какого-то мужчину. «Простите мое вторжение, произнес он, вставая, но мне очень нужно с вами поговорить». Мое любопытство пересилило недоверчивость, и я предложил ему объясниться. И вот что я услышал:
— Вы когда-нибудь были в Повель-ле-Бэн. Это очаровательный курортный городок недалеко от Шамбери. В мае прошлого года, как обычно, я поехал туда, чтобы пройти курс печения. В одно из воскресений, после обеда, я гулял в парке. Ко мне подошел молодой человек, одетый в черное, и стал добиваться возможности со мной поговорить. Мы сели на скамейку, и он сказал:…
(пер. с франц. В. Кислова)
Все эти примеры показывают, что бесконечные рассказы, cгихи и песни продолжают жить в народе, рождая новые гклики. А это значит, что история бесконечных стихотвоhений не заканчивается и также является бесконечной.