«Все люди по природе жаждут знать». (Аристотель)
Здесь желание пониматься как интеллектуальная жажда.
Философия даосизма рассматривает
ненасытную нужду, сопровождающую жажду все большего знания, принципиально в том же ключе, что и неослабную неудовлетворенность, сопутствующую физическим желаниям. Таким образом, стремление к познанию уравнивается с нескончаемыми плотскими желаниями и тем самым предстает в виде некоего пристрастия.
Отрицательное отношение даосизма к знанию особенно ярко выражено в «Дао дэ цзин» — работе, приписываемой Лао-цзы.
На примере пристрастия к материальным благам и власти.
В 3-м стихе говорится:
Если не выдвигать достойных,
то в народе не будет соперничества.
Если не ценить труднодоступных предметов,
то народ не станет воровать.
Если не показывать того, что вызывает желание,
то в народе не будет беспорядков.
Поэтому правление совершенномудрого таково:
Он делает сердца [подданных] пустыми;
он наполняет их желудки.
Он ослабляет их волю; он укрепляет их кости.
Он постоянно стремится к тому, чтобы у народа
не было знаний и желаний.
Продвижение достойных и мудрых с целью пополнения правительства самыми честными и заслуженными людьми находится в соответствии с учением Конфуция. С точки зрения даосизма, подобная практика лишь приводит к раздорам в народе. Люди будут жаждать политической власти, что создаст дух конкуренции, и социальная гармония будет нарушена. Подобным же образом демонстрация редких предметов роскоши искусственным образом создаст ненужные потребности. Очевидно, что даосы не ценили ни политическую борьбу, ни экономику, ориентированную на спрос. Их политико-экономическим идеалом было состояние довольства, а не конфликта. Все тот же стих советует совершенномудрому правителю, с одной стороны, обеспечивать основные нужды народа (в особенности обильную пищу), а с другой— препятствовать возникновению жажды к приобретению того, без чего можно обойтись. Насыщения и довольства можно достигать, избегая сильных устремлений в настроениях людей. Если таких устремлений избежать не удалось, возникают пристрастия и зависимости, ведущие к конфликтам. Страсть народа к потребительству будет разбужена, и настанет эпоха непрерывной борьбы всех против всех.
Пристрастие можно испытывать не только к материальным благам и власти — оно распространяется и на знания. Как материальные излишества могут привести к непрекращающейся жажде приобретения все новых и лучших вещей, так и интеллектуальные излишества способны породить неутолимый информационный голод. Душевный покой в народе— и, следовательно, умиротворенное общество — возможен лишь тогда, когда избыточный рост физических и умственных стремлений пресекается.
18-й стих
Когда появляются знание и мудрствование,
возникает великая ложь.
Новые знания ведут лишь к излишнему вмешательству, «искусственному» посягательству на естественный порядок вещей.
С точки зрения теории общественных систем можно сказать, что по большому счету производством знаний занимаются лишь две общественные системы: наука и средства массовой информации (далее — СМИ). Знания, выдаваемые СМИ, сильно отличаются от знаний, получаемых наукой. Научные факты, пропущенные через СМИ, уже не похожи на научные факты в системе науки — они скорее напоминают другие темы новостных и развлекательных программ (или публикаций). Код СМИ — «информация/не-информация», а не «истинно/ложно».
С точки зрения даосизма код «информация/не-информация» порождает постоянный коммуникационный голод, не дающий нам достичь какой-либо точки покоя.
Посредством СМИ — в особенности новых СМИ, таких, как интернет, — общество делает нас участниками производства знаний. Мы больше, чем пассивные наблюдатели. Оно ежедневно требует нашего внимания. При каждодневном обновлении информации мы не сидим на скамье запасных игроков — мы, народ, являемся творцами новостей и шоу.
Когда ты молод, ты смотришь телевизор и думаешь, что телекомпании сговорились для того чтобы сделать людей тупыми. Но когда становишься чуть старше, понимаешь, что это не так. Люди сами этого хотят. И это куда более удручающе. Заговор это не страшно. Ты можешь пристрелить ублюдков! Устроить революцию! Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос. Это правда. (Стив Джобс)