Во-первых, сразу же обращает на себя внимание тот факт, что стремление человека к компьютерной игре паразитирует на правильной программе развития человеческого организма, заложенной Богом для его лучшего физического, умственного и нравственного развития. Как мы убедились, эта программа включает в себя, особенно в детском возрасте, стремление к игре и, если хотите, — даже «инстинкт» игры в качестве неотъемлемой части.
Во-вторых, нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны «очки». Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм.
В-третьих, ошибка в игре не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу. Расстреливая на экране противника, можно комфортно чувствовать себя в полной защищенности. Чувство жалости и сострадания не вырабатывается, а наоборот — полностью подавляется ощущением своей значимости, могущества и почти сверхчеловечности. Важно отметить, что хотя все эти ощущения иллюзорны, они производят сильнейшее впечатление, а потому накрепко отпечатываются в сознании ребенка вследствие своей высочайшей эмоциональной напряженности. Замечу здесь, что большинство людей в своих поступках, к сожалению, руководствуется больше эмоциями, чем умом. А это означает, что компьютерная игра, вследствие сильнейшего воздействия именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, т. е. фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения. В результате, полностью утрачиваются правильные социальные ориентиры. Оторвавшись от экрана монитора, ребенок невольно переносит свое отношение к «человечкам» из виртуальной реальности компьютерной игры в действительную реальность жизни своей семьи или своего класса.
В-четвертых, следует отметить, что естественный «инстинкт игры», на котором живет, а точнее — паразитирует страсть к компьютерным играм, самими же этими играми уродливо гипертрофируется, превращаясь в зависимость, мало чем отличающуюся от наркозависимости. Одна из причин такой сильной игровой страсти мне видится в том, что виртуальная жизнь компьютерной игры намного динамичнее, напряженнее и, в каком-то смысле, интереснее действительной жизни. Там, на мониторе, ты управляешь обстоятельствами, а здесь — обстоятельства управляют тобой. Там — ты манипулируешь виртуальными людьми, а здесь — реальные люди (родители, учителя) управляют тобой. Там ты — бог, ты — властелин, который не зависит ни от кого, но все зависят от него, а здесь ты — ребенок, зависимый от взрослых и вообще от людей.