Однажды в Летнем саду, присев на скамейку, я услышал, как невдалеке бабушка читала внуку поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Хорошо читала, с выражением. Я невольно прислушался к стихам и вдруг поразился строчкам, на которые никогда раньше не обращал особого внимания. Во время боя Руслан
…видит — прямо над главою —
С подъятой, страшной булавою
Летает карла Черномор.
Что же здесь странного? То, что колдун летает? Нет! Сказочный герой вполне мог летать. Странно оружие, которым он пользуется. Я всегда считал, что булава — это оружие русских богатырей, а Черномору подошла бы кривая восточная сабля, как у его слуг-арапов.
Может, поэт не придал этому значения? Вернувшись домой, смотрю «Словарь языка Пушкина». Нет, больше никто из героев не вооружен булавой. Почему же она у Черномора?
Много версий пришлось обдумать, просмотреть множество книг, пока в справочнике по древнему оружию не натолкнулся на приемлемую разгадку. Вот она: хотя подобное оружие было издавна на Руси, но термин «булава» восточного происхождения и появился не ранее XVI века. Отсюда и оружие считалось восточным. Очевидно, Пушкин, поместив колдуна в восточные сады, дал ему и соответствующее оружие.
Позвольте, но с чего я взял, что эти сады на Востоке? Ведь поэт, кажется, сравнивает их с садами Египта и Крыма. Смотрю текст — точно. Но там же Людмила видит вокруг: «Снежные равнины коврами яркими легли». А ведь похитили-то ее не зимой! Может, это происходит высоко в горах или на севере? Где же живет колдун?
Давайте подумаем вместе. Руслан доехал до его логова. Хотя это сказка, но путь описан вполне конкретно. Не проследить ли его, может, это подскажет разгадку?
Руслан выехал из Киева и, двигаясь вдоль Днепра, вскоре попал в пещеру к старцу, где, как видно дальше по тексту, ему был указан путь «на дальный север». В конце похода «с дерев спадает дряхлый лист… Зима приближилась…» Учитывая, что выехал Руслан летом — ранней осенью, а обратно вернулся также примерно в летнее время, путь до колдуна должен быть не меньше 3 — 4 месяцев. Даже учитывая бездорожье, битвы с ведьмами и великанами, за это время он должен был находиться примерно на широте полярного круга. Но в сказке Черномор живет «среди своих ужасных гор». На этой широте есть Скандинавские горы и Урал. Где же живет колдун?
Есть небольшая зацепка. В конце поэмы Фарлаф, привезя в Киев Людмилу, после убийства Руслана, говорит, что нашел ее «в пустынных муромских лесах». Поскольку незадолго перед этим Руслан виделся со сказочной головой, значит, возвращался он той же дорогой, и путь его на север шел через эти леса, то есть по направлению к Уралу. Но требуется подтверждение, ведь это верно лишь в том случае, если Фарлаф, хвастаясь своей победой над лешим, указал действительное место «победы».
Что еще есть в тексте? Ничего, сказано лишь, что горы покрыты снегами, высоки и ужасны. И тут я вспомнил одну фразу. Во время боя с Черномором Руслан воскликнул: «Лети хоть до ночной звезды». Что здесь имеется в виду? Стал бы герой говорить о какой-то безымянной, абстрактной звезде? Наверно, нет. Что-то она должна была ему напомнить, чем-то отличаться от других. О чем же он вспомнил? Уж не о звезде ли, по которой ориентировался, к которой стремился весь путь на север? Не Полярная ли это звезда?
Проверим эту версию, ну-ка, что говорили древние? Откроем мифы. Оказывается, Полярная звезда всегда была окружена особым почетом в восточных легендах. Считалось, что она самая главная на небосводе, поскольку неподвижна, а остальные ходят вокруг нее. Мало того, считали, что она стоит прямо над центром мира — мифическими Рифейскими горами (примерно на месте Северного Урала), где обитали боги Брахма, Шива, Вишну. Причем, хотя обитали они в прекрасных восточных садах, горы вокруг были неприступные, покрытые мраком и холодом.
Местность похожа на описанную в поэме, И неподвижную звезду, висящую над головой, скорее всего имел в виду Руслан. Да и где, как не в центре мира, должен был жить Черномор? Выходит, все сходится. Но вдруг у Пушкина это вышло случайно, знал ли он об этих мифах? В сочинениях древнегреческих авторов Аристотеля и Геродота, которые не мог не знать поэт, говорится о Рифеях: громадных ледяных, окутанных мраком горах, связанных со множеством мифов. Именно там жила Медуза Горгона. Восточные легенды, где говорится о тех же горах, тоже были известны в Европе. Нет, не случайно поэт писал об этом, слишком велико совпадение, знал он о месте обитания богов. Значит, сказочные сады Черномора связаны своим происхождением с Востоком, выходит, и булава такого же происхождения.
Получается, что Черномор не какой-то абстрактный колдун, он почти реален, навеян мифами, сказками и фантазией поэта. Какая неожиданная деталь приоткрылась в этой известной сказке.
Теперь мне ясно, где жил Черномор, место это условное, связано не с реальной географией, а с мифической, условной.
Опубликовано в журнале «Костер» за март 1988 года