Почему русские пьют
Наверное, потому что наливают? Интересно, а как русские смогли с перепою освоить 1\6 часть суши? И первыми в космос они полетели с «большого бодуна»? А понастроено-то сколько! Такое только пьяному под силу? Интересно то, что уже в течение многих лет проблема алкоголизма стоит первой в ряду самых насущных проблем, о пьянстве русских ходят легенды. Проводятся научные исследования, независимые и зависимые. Целью подавляющего большинства исследований является доказательство того, что русские пьют, да еще как. Мнение о том, что пьянство — одна из отличительных черт русского народа, слишком широко растиражировано. И мало кто говорит о том, что к действительности это мнение имеет очень малое отношение. Складывается впечатление, что эту идеологему просто навязывают всеми доступными средствами, в том числе и самим русским. А если человеку день за днем говорить, что он — свинья, то он, вероятнее всего, захрюкает. Особенно если его убеждать в том, что это — нормально.
Стоит обратиться к исследованиям авторитетных историков (Забелин, Ключевский), как становится понятно, что наши предки вообще не «баловались горькой». На Руси, в периоде до крещения, традицией предписывалось «прикладываться» только по следующим поводам: появлении на свет ребенка, после ратной победы и на тризне (похоронах). Стоит учесть и то, что водки русские тогда и вовсе не знали, ее просто не было. Тогда в употреблении был хмельной мед, отбродивший и процеженный (вкусный продукт, кстати), опьянение которым разительно отличается от опьянения водкой и даже вином, причем сравнение не в пользу последних. Каждый помнит слова, которые завершают сказку: про мед-пиво, которое по усам текло, вот только в рот не попало.
Первая партия водки (спирта-ректефиката) была завезена в Россию около пятисот лет тому назад (1428 г.), купцами из Генуи (крупный торговый город-республика на тот исторический момент). Изобретена она была сарацинами (арабами), которые так и не «подружились» с ней. Встретили ее вроде и хорошо, но она сразу же была запрещена к употреблению волевым решение «сверху». Если внимательно отнестись к первоисточникам, станет ясно, что все русские самодержцы отрицательно относились к алкоголю, пусть не в личном, но в аспекте управления государством. Русских считали нацией трезвенников в период XV—XVII вв., этому есть документальные доказательства: записки иностранцев, живших тогда в России. Вот те иностранцы почему-то если говорили о характерных чертах нации, говорили о трезвости русских. Привыкать к водке начали с середины XVI века, вместе с появлением первого «царева кабака» (Иван IV). Об этом можно прочитать в книге И. Г. Прыжова «История кабаков в России в связи с историей русского народа».
Крепость водки тогда не превышала 14 градусов. Надо отметить, что продажа водки находилась в ведении государства до конца XIX века. Вспомнить надо и то, что пьянство Петра I, за которое его осуждали, было «вывезено» им из цивилизованной Европы. Екатерина Великая, имея постоянную нужду в средствах, поощряла развитие государственного производства и реализации через кабаки водки в целях пополнения государственной казны. С самого начала появления этого государственного «промысла» известные умы того времени (см. Голицына, Ломоносова) писали о гибельности подобного пути. С конца XVIII века Церковь стала отлучать «злоупотребляющих питием» от причастия. К XIX веку относится появление первых добровольных обществ трезвости. А факт, относящийся к 1858−59 г. Тогда по тридцати двум губерниям прошла настоящая «антиалкогольная» война. И крестьяне, и городские жители требовали от правительства закрытия кабаков. Тогда, при Александре III, прогресс «алкогольной» политики был более или менее приостановлен. После 1900 года объем употребляемого алкоголя увеличился до 4,5 литров, причем, объем его в Европе и Америке в два раза превышал российский. Переписи населения, проводившиеся в России в период с 1876 по 1913, сходятся в том, что примерно 43% взрослых мужчин ни разу в жизни не употребляли алкоголь. Этого вполне достаточно для опровержения гипотезы о генетической предрасположенности русских к пьянству.
Не было большого роста в потреблении алкоголя и после окончания «сухого закона» 1914−1925 гг. (1л на душу — данные 1932 г.). При Сталине потребление повысилось до 1, 80 л (данные 1950 г.). С середины пятидесятых годов кривая потребления начала медленно, но неуклонно ползти вверх. Но даже тогда СССР отставал в этих показателях от Европы и Америки.
Но уже тогда о пьющих американцах и европейцах предпочитали говорить меньше, чем о пьющих русских. Странная картинка получается. Говорили об этом даже сами русские. На данный момент характеристика русских, как пьяниц, прочно поселилась в умах не только зарубежных, но и отечественных. Правда, и потребление доведено до 14 литров (официально). Росло потребление в «шальные девяностые», в основном за счет суррогатного ректификата, в количестве, наводящем на подозрения, поступавшего из-за рубежа. И действительно, русские пьют, но картина русского пьянства выглядит несколько иначе. Уже несколько лет в России действует проект «Алкоголизация населения, как фактор дестабилизации российского общества», изучающий причины и социальные последствия алкоголизации населения, разрабатывающий научно-обоснованные проекты эффективного воздействия на алкогольную ситуацию и ликвидации её негативных последствий, связанных с ухудшавшейся алкогольной ситуацией в стране. Исследовались перспективы алкоголизации населения в разных возрастных, гендерных и социальных группах. Подвергалась анализу алкогольная политика государства, а также причины неэффективности антиалкогольной политики, разрабатывались рекомендации к изменению приоритетов последней. Так вот, на базе этого проекта в 2009 проводилось исследование on-line, связанное с потреблением алкоголя гражданами России. Еще одной задачей исследования являлась проверка соответствия действительности мифа о пьянстве русских. Результаты исследования подтвердили, что большинством респондентов алкоголизм и пьянство воспринимаются, как серьезная государственно-социальная проблема (73, 6%). Ограничила проблему определенными социальными группами только четверть опрошенного количества (23, 5%). Считали проблему преувеличенной только 2, 9% опрошенных. Дальше — еще интереснее. Исследовали частоту употребления. Оказалось что:
— ежедневно «принимают на грудь» только 0,5%, учитывались и «гомеопатические» дозы;
— от 2-х до 4-х раз — 10,8%;
— не чаще одного раза в неделю — 18,
— от 1 до 3-х раз в месяц — 26, 5%;
— несколько раз в год, т. е. соотнося с праздниками, — 19,8%;
— уходят в запой — 0,9% (согласились с тем, что могут долго не выпивать, а потом расслабляться в течение нескольких дней);
— считают выпивку частью своей жизни — 15,4% - мужчины, 6,8% - женщины;
— употребляют с целью «набраться» — 1,2%, никогда не преследуют этой цели — 41,2%, «случается» иногда — 27,4%;
— прекратили выпивать: спонтанно (будучи здоровыми) — 55,8%, проблемы со здоровьем — 4,7%, заботясь о впечатлении, производимым на детей, — 23,3%, не испытывают удовольствия от употребления — 41,9%;
— не употребляют, «за компанию», с непьющими близкими людьми — 16,3%
— положительно высказывались об активизации мер борьбы с алкоголизмом — 50,6%.
Не стоит забывать о том, что опрашивали пользователей сети, которые не ассоциируются с маргинальными социальными группами, скорее, со средним классом. Исследовательская организация (Сектор девиантного поведения ИСРАН) опубликовал вывод, в котором утверждает, что в России не перевелись и не собираются переводиться люди, «отношение которых к алкоголю вселяет надежду», но актуальность проблемы от этого не уменьшается. И тем не менее, можно утверждать, что русским далеко до звания нации, выпивающей традиционно в больших количествах. А вот выдержка из отчета «Алкоголь в Европе: с точки зрения общественного здоровья», написанный д-р Peter Anderson и Ben Baumberg: «ЕС является самым пьющим регионом мира, хотя нынешний показатель в 11 литров чистого алкоголя, выпиваемого ежегодно в среднем на одного взрослого, все же представляет собой существенное снижение по сравнению с недавним пиком на уровне 15 литров в середине 1970-х годов.»
Предпринимать действия по исправлению создавшейся ситуации в Европе начали уже давно, и добились результатов: снизили до 10 литров. В общем, делайте выводы.