Образно развитие государства или общества можно представить в виде человека, идущего на двух ногах, имя которым патриархат и матриархат. Если одна нога будет делать шире шаги, чем другая, человека будет уводить в сторону от прямого пути. А если при этом одна нога будет вообще стоять, то он будет крутиться на одном месте. Так и общество будет либо уходить в сторону от магистрального пути развития человечества, либо вообще топтаться на одном месте, если полностью восторжествует матриархат или патриархат. Идея главенства женского или мужского пола невидимыми нитями тоже связана с матриархатом и патриархатом. Зачастую матриархат понимается как власть женщин над мужчинами. На самом же деле женщины при матриархате не выполняли мужские функции, а мужчины не занимались вместо них домашней работой. Основополагающим в матриархате было различие не по отцовской, а по материнской линии, а также то, что мужчина должен был жить с женой на территории ее рода или племени. Все это во времена свободных половых связей обеспечивало детям нормальные родственные связи, как следствие, защиту и помощь и, что немаловажно, спасало девочек от умерщвления в периоды нужды и голода по той причине, что они вскоре должны были привести на территорию рода или племени новых молодых и сильных воинов. В основе матриархата лежит любовь матери к детям, которая свойственна всем животным, а не только людям. Один натуралист описал случай, когда тигр напал на теленка, на защиту которого бросилась его мать. В обычных условиях корова никогда не отважится напасть на своего смертельного врага, но тут она забыла об опасности и после долгой и кровавой битвы запорола тигра рогами. Не обращая внимания на свои кровоточащие раны, она подошла к теленку и стала зализывать его раны. В годы войны обезумевшие от горя матери вырывали своих детей из рук фашистов, но неизвестно ни одного случая, чтобы это сделали рассудительные отцы. Часть историков высказывается еще категоричнее: матриархата вообще никогда не было и он придуман в тиши кабинетов историками. Объясняют отсутствие матриархата тем, что женщина в древности могла выжить, опираясь лишь на грубую мужскую силу, когда сама природа ставила людей перед фактом выживания в опасном окружающем мире. В древности влияние традиций и инстинктов было настолько велико, что патриархальная семья воспринималась как само собой существующее явление. Некоторые считают, что идея матриархата появилась из следующего факта — детей в древности иногда называли не по отцу, а по матери.
Патриархат
(от греч. patr — отец и rcho — управляю, властвую; буквально — отцевластие)
наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение её труда преимущественно домашней работой. Для патриархата характерны также счёт родства по отцовской линии.