Весеннее солнце наполняло класс ярким светом, призывая мальчишек и девчонок бежать на улицу из душных школьных помещений, добавляло оживления в шумную переменку перед последним на сегодня уроком. Уроком труда.
Валентина Анатольевна — учительница строгая, но справедливая, внушительных форм женщина, с приросшими к носу очками и сединой в гладко причёсанных волосах, имела за плечами многолетний опыт работы с детьми младших классов. Этот третий «А» был для неё последним перед уходом на пенсию.
Спустя пару минут после звонка, она постучала указкой по столу, призывая всех к тишине:
— Ребята! Приближается 8 Марта — праздник мам и бабушек, поэтому сегодня на уроке мы сделаем поделки для них. Доставайте цветную бумагу, ножницы и клей, сейчас я покажу, как надо приклеивать заготовки из цветной бумаги, чтобы получился красивый букет тюльпанов.
Дети с интересом стали рассматривать аппликацию, на которой в наклеенном кувшине красовались бумажные тюльпаны.
— Дашь мне клей? — тихо спросил Рашид у соседки по парте Анечки Радулиной. У неё всегда было под рукой всё, что нужно для урока.
— Свой надо иметь! — хмыкнула та, привычным движением отправляя за плечо тяжёлую косу и, довольная собой, воодушевлённо принялась за работу.
Висящие на стене портреты Некрасова, Достоевского и обоих Толстых ежедневно были невольными свидетелями всего, что происходило в классе. Вот и сейчас, эти великие мужи от литературы, с неизменно задумчивыми выражениями на лицах, наблюдали, как дети с удовольствием мастерят поделки для любимых мамочек.
Отрываясь от проверки диктантов, Валентина Анатольевна окинула класс быстрым взглядом. Дети увлечённо вырезали цветочки из бумаги, перешёптываясь друг с другом. То и дело звякали стальные лезвия ножниц, пуская по потолку солнечные зайчики. Взгляд учителя остановился на третьей парте в среднем ряду, где сидел Рашид. Он что-то рисовал ручкой в тетради.
— Рашид, почему ты не работаешь? — глядя поверх очков, строго спросила Валентина Анатольевна.
— У меня нет клея.
— Попроси у соседки по парте.
— Я просил. Она не даёт.
— Анюта, не надо жадничать, — и учительница снова склонилась над тетрадями.
— На! — Аня небрежно толкнула пузырёк с клеем в сторону Рашида.
Пузырёк закачался и плюхнулся на бок. Вязкая струя потекла на парту, медленно образуя лужицу. Рашид ещё ниже опустил голову и продолжал, молча рисовать самолётик на последней странице тетради по математике.
Через несколько минут, Валентина Анатольевна пошла по рядам, собирать аппликации.
— Рашид, где твоя работа?
— У меня не было клея, — тихо повторил он, глядя на доску.
— Я ему давала, он не взял! — поспешила оправдаться Аня.
— Давать надо так, чтобы взяли, — покачала головой учительница, продолжая собирать работы.
Звонок с урока, долгожданный и всегда неожиданный, прервал тишину. Класс обрадовано загудел, зашевелился…
С тех пор прошло более тридцати лет. Время размыло в памяти лица. Я, как и другие ученики в классе, была всего лишь свидетелем того небольшого происшествия, но те слова нашей первой учительницы запомнила на всю жизнь.
Давать надо так, чтобы взяли! И не только давать, но даже предложить свою помощь человеку надо уметь деликатно, чтобы не ранить его самолюбие.
И неважно, сколько лет прошло и сколько пройдёт ещё, главное, что мне всегда помогают идти по жизни мои уроки из детства…