Да, ленивая. А еще эгоистичная и беспечная.
Потому что я хочу, чтобы мои дети были самостоятельными, инициативными и ответственными.
А для этого надо предоставлять ребёнку возможность для проявления этих качеств. И даже не придётся напрягать фантазию для искусственного создания ситуаций, требующих самостоятельности, если у присматривающего взрослого (мама это или бабушка) будут ещё интересы помимо ребёнка. Крамольную для большинства мам мысль сейчас выскажу: ребёнок не должен быть на первом месте. У меня на первом месте — я. Потому что, если я сейчас посвящу жизнь детям, буду жить их интересами, то как же я их лет через 10−16 от себя отпущу? Как же я буду жить без них? Как заполню образовавшуюся пустоту? Как удержу себя от соблазна вмешаться в их жизнь и «осчастливить»? И как они будут без меня, привыкшие, что за них думает, делает и принимает решение мама?
В период работы в детском саду наблюдала немало примеров родительской гиперопеки. Особенно запомнился один трёхлетний мальчик. Тревожные родители считали, что он обязан всегда и все съедать. А то похудеет. (Не знаю, наверное это очень страшно в их системе ценностей… Тогда я поймала себя на мысли, что не знаю массу тела своих детей. После годовастия меня это не интересовало). Не знаю, как они его кормили дома, но в садик он пришёл с явным нарушением аппетита. Он механически жевал и проглатывал все, что положено на тарелку. Причём, его надо было кормить, потому что «сам он есть ещё не умеет».(!!!) Кормлю его (в первый день), наблюдаю отсутствие эмоций на лице. Подношу ложку — открывает рот, жуёт, глотает. Надо сказать, что повару в нашем саду особенно часто не удаётся каша. Многие дети в этот раз кашу есть отказались (и я их прекрасно понимаю) Славик почти доел. Спрашиваю: «Тебе нравится каша?» «Нет» — открывает рот, жуёт, глотает. «Хочешь ещё?» — подношу ложку. «Нет» — открывает рот, жуёт, глотает. «Если не нравится — не ешь!» Глаза Славика округлились от удивления. Он не знал, что так можно… Сначала Славик наслаждался полученным правом отказываться от еды и пил только компот. А потом начал лопать с добавкой понравившееся блюдо и спокойно отодвигал тарелку с нелюбимым. А потом мы Славика перестали кормить с ложки. И он начал есть сам. Потому что еда — естественная потребность. И голодный ребёнок будет есть сам. Я ленивая мама. Я своего ребёнка перестала кормить в год, вручив ему ложку. А вилку он чуть позже потребовал сам.
Ещё одна естественная потребность — «справлять нужду». Славик справлял нужду в штаны. Мама Славика на наше недоумение отреагировала рекомендацией водить ребёнка в туалет по часам. «Я дома его сама всегда сажу на горшок и держу его на горшке, пока он все дела не сделает». То есть, трёхлетний ребёнок ждал, что тут его тоже будут водить в туалет и уговаривать пописять, не дождавшись мочил штаны, и даже не догадывался эти мокрые штаны переодеть, снять, обратиться за помощью к воспитателю. Если родители предугадывают все желания ребёнка, ребёнок не учится хотеть и просить о помощи… Через неделю проблема мокрых штанов была решена естественным образом. «Я хочу писять!» гордо оповещал группу Славик, направляясь к унитазику.
В детском саду все дети начинают есть самостоятельно, ходить в туалет самостоятельно, одеваться самостоятельно, придумывать себе занятие, обращаться за помощью, решать свои проблемы. Я вовсе не призываю отдавать своих детей в садик как можно раньше. Напротив, считаю, что дома до 3−4х лет ребёнку лучше. Я говорю о разумном воспитании, при котором ребёнка не душат гиперопекой и оставляют ему пространство для развития, для проявления свободы воли.
Как-то ко мне в гости с ночёвкой пришла подруга с ребёнком 2х лет. В 21.00 она пошла укладывать его спать. Ребёнок спать не хотел, упрямился, вырывался, но мама настойчиво держала его в кровати. «По-моему он ещё не хочет спать» (Это естественно, он недавно пришёл, тут дети, новые игрушки) Но подруга с упорством продолжала его усыплять… Противостояние продолжалось больше часа. В итоге ребёнок все-таки уснул. Следом за ним уснул и мой ребёнок. Когда устал, сам залез в свою кровать и уснул. Я ленивая мама. Мне лень укладывать. И жаль целый час своего времени тратить на удерживание ребёнка в кровати. Я знаю, что рано или поздно он уснёт сам, потому что сон — естественная потребность.
По выходным я люблю долго спать. Сегодня я проснулась около 11. Мой сын 2,5 лет сидел и смотрел мультик, жуя пряник. Телек он включил сам, DVD-диск с любимым мультом тоже нашёл сам. А ещё он нашёл кукурузные хлопья и кефир. И, судя по рассыпанным хлопьям, разлитому кефиру и грязной тарелке в мойке — он уже позавтракал. А старшего (ему уже нет дома. Он вчера отпросился с другом в кино (естественно, друг идёт с родителями, я знаю и друга, и его родителей — иначе бы не отпустила). Я ленивая мама. Я сказала, что мне так рано вставать лень. И если он хочет в кино, то пусть сам себе заводит будильник и сам собирается. Надо же, не проспал…
А ещё мне лень проверять портфель, рюкзак для самбо, сушить его вещи после бассейна и делать с ним уроки. А ещё мне лень выносить мусор, поэтому мусор выбрасывает сын по пути в школу. А ещё я имею наглость просить сына сделать мне чай и принести к компьютеру. Подозреваю, что с каждым годом я буду становиться все ленивей…
Удивительная метаморфоза происходит с детьми, когда к нам приезжает бабушка. А так как живёт она далеко, то приезжает сразу на неделю. Старший тут же забывает, что он умеет сам делать уроки, разогревать себе обед, делать бутерброд, собирать портфель и уходить утром в школу. И даже засыпать один — боится. Рядом должна сидеть бабушка!
Дети инфантильны, если это выгодно взрослым.