— Скажите, Учитель, почему все Великие Учителя говорили о неосуждении? Неужели это так важно и почему? — спросил ученик.
Учитель, как обычно, не стал прямо отвечать на вопрос, а вместо этого дал ученику воздушный шарик, на дне которого было немного грязи, и попросил его встать перед ним и надуть его. Ученик начал надувать.
— Что ты сейчас видишь? — спросил Учитель.
— Я вижу вас и шарик.
— Надуй ещё немного, — попросил Учитель.
Ученик дунул несколько раз. Шар стал больше.
— Что ты теперь видишь?
— Вас мне почти не видно, я вижу в основном только шар, по стенкам которого растекается грязь, — ответил ученик.
— Надуй его ещё больше.
После того, как шар стал ещё больше, Учитель вновь спросил:
— Что ты видишь?
— Только грязный шар и больше ничего.
— Надувай ещё, — сказал Учитель и отошёл подальше.
И на этот раз ученик повиновался, продолжая усердно дуть. Но больше растягиваться шарик не мог и… Бах! Он лопнул, разбрызгивая во все стороны грязь. Ученик потерял дар речи и стоял, осматривая себя, всего испачканного грязью.
— Вот именно это и происходит, когда ты концентрируешься на чужих недостатках, слабостях и грехах. Из-за осуждения ты перестаёшь видеть самого человека, а видишь только свои осуждающие недобрые мысли и чувства, которые могут в любой момент лопнуть и запачкать своей грязью не только тебя самого, но и окружающих, если, конечно, ты не перестанешь «раздувать» свои нечистые представления о других, — сказал Учитель и ушёл, оставив ученика наедине со своими мыслями.