Из воспоминаний отца…
На Рождество или на Масленицу существовал обычай устраивать кулачные бои, в которых участвовали и дети, и молодые парубки, отцы семейств, пожилые, старики. Длились кулачные бои обычно 3 дня/
Первый день зачинателями боёв были дети (10−12 лет). Выстраивалась шеренга против шеренги противника. С криками «давай-давай» дерущие наступали друг на друга, протягивали руки, пытаясь схватить противника. Обычно одной рукой противники «зацеплялись», а другой норовили ударить. Тут не зевай! Чуть что и получишь по губам, носу.
На второй день бои начинали уже ребята повзрослее, недавно женатые, холостяки. И лишь на третий день бои приобретали наибольшую силу и накал. Вступали в «дело» совсем взрослые, даже пожилые и старики. Крик, гам стояли неимоверные. Вдруг одна «стенка» опрокидывает другую. Толпа бежит, в воздух летят шапки, галоши, слышится «молотьба» кулаков. «Держись, ребята!» — из переулка вырывается ватага человек в 20 на поддержку бегущим. Равновесие вновь восстанавливается. Вот так и ходят «волны» туда-сюда…Славился один кузнец без одной руки. Врывался он, и бойцы, как подкошенные, сыпались на землю под ударами его одной руки… Ну, и дядя был…
Поразительно, люди вполне сознательно шли стенкой друг на друга, жестоко молотили своих противников, выбивали зубы, ломали переносицы (так случилось с моим отцом), причем баталия сия протекала без мстительности и угроз.
Главное, в этих боях, показать свою силу, ловкость, удаль. После кулачных боёв долго ещё не утихал бойцовский зуд, обсуждали перипетии боёв, кто кого победил, кто отличился в боях. Сильно пострадавшие не обижались, иногда противники сообща запивали свои раны… Запрещалось бить в область сердца, бить лежачих, бить сзади.
Во время кулачных боёв улицы были полны народа. Лично я и мои братья не участвовали в этих «развлечениях», боялись…
В период коллективизации (30-е годы) кулачные бои были запрещены, милиция разгоняла дерущихся. Но ещё долго люди не забывали это чисто русское развлечение.
Надвинулись новые события, повеяло иным жизненным ветром, людям стало не до кулачных боёв, и они постепенно угасли.