Т.н. «неразрешимые вопросы» современности по большей части существуют из-за путаницы. Они вполне разрешимы. Просто те из них, которые по идее решаются коллективно, современность почему-то пропагандирует как сугубо личные. Те же, что легче всего решаются в одиночку, -- настойчиво предлагается, наоборот, решать сообща с кучей ассистентов.
Типичный вопрос первого типа звучит так: «Как мне, понаехавшему парнишке-сироте из Харькова, купить квартиру и развести с женой кучу детей, если я на двух работах зарабатываю 60 тысяч?» С таким же успехом можно спрашивать, как стать в одиночку мастером спорта по академической гребле на распашных восьмёрках. Подобные задачи выполняются либо системно (тоталитарной организацией массового жилищного строительства и бесчеловечной выдачей населению беспроцентных целевых кредитов) -- либо раскулачиванием родственников и знакомых. Все индивидуальные пути решения предполагают какие-нибудь внезапные сверхспособности, позволяющие на бреющем полёте отобрать у окружающих кучу денег сразу и скрыться в тучах.
Куда страшнее, однако, неразрешимые вопросы второго типа. Ибо между ними и очевидными ответами на них не стоит вообще ничего. Излишне говорить, что отсутствующая преграда — самая неодолимая.
Типичными вопросами этого второго типа являются:
1) Как похудеть?
2) Как бросить пить и курить?
3) Как выучить испанский?
4) Как стать востребованным специалистом?
Все эти вопросы решаются совершенно бесплатно и в одиночку. Ответы не то что лежат на поверхности — они нагло торчат из неё. Если не есть досыта и много ходить пешком быстрым шагом — стройность неизбежна. Если не пить и не курить — пьянство и курение исчезнут из вашей жизни. Если читать книги и смотреть фильмы по-испански с тетрадкой и словарём в руках — неизбежно овладение испанским. Если всё время стараться делать то, что делаешь, самым лучшим для адресата труда образом — неизбежны мастерство и востребованность. Всё, что требуется — постоянное и целеустремлённое насилие над собой. То есть «подвиг» в древнем значении этого слова.
Вспомним бестселлер 150-летней давности «Что делать?», который, при гигантском количестве стилистических недостатков, захватил умы миллионов наших предков. Этот труд, без всякой раскрутки и при мощнейших конкурентах, вышел в топ русской литературы по одной простой причине — в нём фигурировал обычный молодой человек, самостоятельно сделавший себя всем, чем он хотел быть. О том, насколько описанный в книге метод самовоспитания был эффективен, свидетельствует простой факт: один из фанатов «Что делать?» совершил революцию в крупнейшей стране мира.
…Однако времена изменились. В современной масс-культуре понятие старомодного подвига отсутствует вообще. Напротив, мы постоянно слышим, что даже для достижения самых простых целей — не говоря уже о сложных — Нам Не Обойтись Без чего-нибудь эдакого (сонм предлагаемых причиндалов, призванных за нас всё замесить и нарубить, называется «Вамнеоббами» — что является аббревиатурой расхожей мантры «Вам Не Обойтись Без»). О самом же простом и прямом — самостоятельном — пути к цели современность молчок.
Причина этого странного замалчивания банальна. В современности, за редкими исключениями, популяризируется только то, что коммерциализируется. Современность привыкла втюхивать человеку всё любое — и потому у неё нет интереса вопить, что человек способен на что-то сам и бесплатно.
Между человеком и подвигом, как я уже сказал, нет никакой дистанции. Именно поэтому между ними невозможно втиснуться коммерции с каким-нибудь уникальным прибором или удивительной методикой, которая Реально Работает. И именно поэтому вместо короткого «А ты не кури и ходи пешком» нас окружают толпы хитроватых жрецов, строчащих «пять шагов к стройным ягодицам», «семь шагов к здоровой жизни» и даже «десять шагов к силе воли». А также впаривающих потрясающие мега-палки для Ходьбы По-Скандинавски.
Остаётся спросить: почему жертвы Вамнеоббов ведутся на эти разводки с такой плачевной готовностью? Ответ, опять-таки, банален. Нежелание совершать подвиг есть вековой страх человека перед одиночеством, только в несколько извращённой форме.
Наш живший 60 000 лет назад предок боялся одиночества, потому что в одиночку его запросто могла заесть среда -- в буквальном саблезубом смысле. Поэтому он всё старался делать сообща с другими.
Этот инстинкт в сегодняшнем мегаполисе отнюдь не заглох, а напротив -- обострился. Ведь прозябающий в XXI столетии современник, обожающий жаловаться на свою усталость от людей — на деле общается с ними в сотню раз реже, чем его прапрадед. Он постоянно чувствует себя слишком одиноким. И потому -- лёгким блюдом для среды. И потому -- особенно жаждет помощи во всём. Современник побаивается сражаться в одиночку даже с неисправным телевизором. Стоит ли удивляться, что он впадает в панику, оставшись наедине с неисправным собою?
Тем более неудивительно, что он с такой охотой покупает себе воображаемых друзей и призрачных эникейщиков, которые якобы помогут ему всё сделать.
Само наличие этих друзей-Вамнеоббов, казалось бы, не такая уж и беда: напротив, тут как бы просится на ум формула о Пользе Самовнушения и об Эффекте Плацебо.
Однако на деле, перекладывая на их фантомные плечи ответственность за свой успех — современник заодно снимает с себя и ответственность за неудачу. «Я перепробовал кучу методик, но мне ничего не помогает» -- слышим мы ежедневно. И никак не можем избавиться от ощущения, что говорящие это даже втихую гордятся своей неподатливостью.
…Для того, чтобы победить зависимость от Вамнеоббов, следует помнить простую истину. Самый простой способ сделать что-нибудь -- просто сделать это.
И, кстати, для того, чтобы просто сделать это -- совершенно не нужны какие-то особые кроссовки.