В 1914 году в Лондоне была издана книга Э. Баркер «Письма живого усопшего».
Книга эта вызвала большой интерес в Англии и Америке и, как бы ни относиться к ней- как к подлинному сообщению из «потустороннего» мира или как к художественному литературному произведению — она полна интересных и правдивых мыслей, глубоких психологических указаний.
Что касается темы «одержание человека», то и о ней есть в этой книге весьма любопытное описание, кстати, ничуть не противоречащее уже известным сведениям, описанным в нашей работе, а, скорее, наоборот- даже ярко подтверждающее их.
Итак, несколько строк из письма 35 «Низшая сфера».
…Однажды, руководимый желанием найти тот особый вид ада, к которому должен быть притянут пьяница, я разыскал ту часть астральной сферы, охватывающей землю, которая соответствует одной из стран, где особенно процветает пьянство… Я не встретил никакого затруднения и скоро нашёл ад, переполненный пьяницами. Как вы думаете, что они делали? Раскаивались в своей слабости? Нисколько. Они толпились вокруг тех мест, где испарения алкоголя и ещё более тяжёлые испарения от тех, которые злоупотребляют алкоголем, делают атмосферу такой тошнотворной. Неудивительно, что люди с чувствительной организацией не любят соседства кабаков.
Вы бы отвернулись с отвращением, если бы я рассказал то, что я видел там. Одного или двух примеров достаточно.
Я начал с того, что привёл себя в нейтральное состояние, так что мог видеть одновременно в обоих мирах.
Молодой человек с беспокойным взором и страдальческим лицом вошёл в один из тех «винных дворцов», в которых густая позолота и блестящая полировка поддельного красного дерева внушают несчастному путнику, что он наслаждается роскошью «царства от мира сего». Одежда молодого человека была изношена, и башмаки его видали много видов. Лицо было давно не брито.
Он наклонился к стойке, жадно опорожняя стакан с какой-то душу разрушающей смесью. А рядом с ним, ростом выше его и перегнувшись к нему так, что отталкивающее, распухшее, страшное лицо было прижато к его лицу как бы для того, чтобы вдыхать его проспиртованное дыхание, выглядывало одно из самых ужасающих астральных существ, какое мне приходилось видеть в этом мире. Руки этого существа (я употребляю это слово, чтобы выразить его жизненность) сжимали тело молодого человека: одна длинная и голая рука обхватила его плечи, другая — обвилась вокруг его бёдер. Оно буквально высасывало пропитанные вином жизненные силы своей жертвы, поглощая их, вбирая в себя, чтобы удовлетворить через неё ту страсть, которую смерть только удесятерила.
Было ли это существо из области ада? — спросите вы. Да, ибо я мог видеть его внутреннее состояние и убедиться в его страданиях. Навеки (слово «навеки» может быть употреблено для того, что кажется бесконечным) было оно обречено жаждать и жаждать и никогда не находить удовлетворения. В нём осталась только та доля сознания, делавшая его когда-то человеком, та слабая искра, которая давала ему время от времени мимолётное прозрение в чудовищный ужас его собственного положения. Это не было желанием спастись, но самоё сознание невозможности избавления только усиливало его мученье. И страх виднелся к его глазах, страх перед будущим, в которое он не мог заглянуть, но которое — он чувствовал это — влекло его к ещё большему мучению.
А молодой человек, прислонившийся к стойке этого позолоченного алкогольного дворца, почувствовал невыразимый ужас и пытался покинуть это место; но руки того существа, которое было теперь его господином, охватывали его всё теснее и теснее, отвратительная, покрытая испарениями щека прижималась всё теснее к его щеке, желание вампира вызвало ответное желание в его жертве, и молодой человек потребовал другой стакан…