— Цель живописи быть украшением, воплощать сюжет зримо, наглядно, приносить людям счастье, — да, да, счастье, если даже они видят перед собой печальные образы святых, отданных на мучения.
— Жесткие предписания — своего рода гроб, куда можно втискивать только мертвые тела.
— Живопись должна чаровать, освежать и ласкать душу.
— По умению людей обращаться с камнем можно судить, насколько они цивилизованны.
— А у искусства есть волшебная особенность: чем больше умы впитывают его, тем оно долговечнее.
— А сейчас за роботу. Если у вас есть какой-то талант, он проявится.
— Послушай, мой друг: роскошь, нега и уют так приятны, к ним так легко привыкнуть. А когда к этому пристрастишься, то уж совсем легко и просто стать лизоблюдом, угодником, всегда и во всем поддакивать, чтобы только не лишиться привычных благ. Потом ты начинаешь подлаживаться под вкусы власть имущих, а это для скульптора означает смерть.
— Скульптор должен показать трехмерность фигуры, ему нужна не только высота и ширина, но и глубина. Художник рисует, чтобы заполнить пространство, а скульптор — чтобы его воспроизвести. Художник заключает в раму нечто остановившееся, скульптор же, рисуя, схватывает движение, вскрывает каждое усилие, каждый изгиб напрягшегося человеческого тела.
— Все люди рождаются с задатками таланта, но у большинства так быстро тухнет этот огонь!
— Человек должен быть художником не потому, что он может им быть, а лишь потому, что он не может не быть им. Искусств о — это удел тех, кто без него всю жизнь испытывал бы страдания.
— Стоит только походить с калекой хотя бы год, как сам начинаешь прихрамывать.
— Талант достается недорого, дорого обходится служение искусству. Оно будет тебе стоить всей жизни.
— Разве это не лучший способ обучения? Довести свою ошибку до ее логического конца?
— Лица прохожих, когда все спешат, напоминают мне мелькающие страницы книги, которую листает ветер. Пользуясь этими могущественными линзами, я вижу и выражение лиц, и их характерные особенности.
— Художник без творческих замыслов в голове — все равно что нищий: бесплодно слоняется он, чего-то ожидая и вымаливая у каждого часа.
— И кто совершил что-нибудь выдающееся без риска?
— Гордость — непосильная для него роскошь, но порой натура человека диктует свое, не давая возможности взвесить, посильно или непосильно следовать ей.
— Каждая шутка — это своего рода копье.
— Это было так, словно он живыми, пружинящими ударами резца проникал в глубь белоснежного мрамора, исподволь направляя эти удары, пробиваюшие телесно-теплую плоть глыбы, снизу вверх, словно он, занося молоток, говорил себе коротко-решительное Пошел, бросал вслед за молотом тяжесть всего своего тела и врывался все глубже и глубже в борозды и складки податливой, мягкой живой ткани, пока не наступало головокружительное, как взрыв, последнее мгновение и вся его текучая, стремительная сила, вся его нежность, желание, страсть не изливалась в творимую форму и пока мраморный блок, созданный для того, чтобы его ласкала рука истинного скульптора, не отвечал, не отзывался на это, отдавая свой затаенный внутренний жар, и всю плоть свою, и свою текучую силу, пока, наконец, скульптор и мрамор взаимно не проникало друг в друга, не становились единим целым — мрамор и человек в органическом слиянии, дополнив и завершив друг друга в том величайшем проявлении творчества и любви, какое только знают люди.
— Скульптор переносит в мрамор видение мира более яркого, чем тот, который его окружает. Но художник не укрывается, не бежит от мира, он преследует его. Напрягая все свои силы, он старается ухватить видение.
— Многие целуют руку, которую хотели бы видеть отрубленной.
— Тосканская поговорка: у искусства есть враг, и имя ему — невежество.
— Любовь — это как кашель, ее все равно не скроешь.
— Когда я в одиночестве, я не более одинок, чем на людях.
— Скульптор, не наделенный философским складом ума, создает пустые формы.
— Может бить, рождение идей — это естественная функция ума, процесс дыхания у легких?
— Как и у природы, у человека есть свой круг времен. Разве осенний сбор урожая менее важен, чем сев зерен весною? Одно без другого теряет свой смысл.
— Художник, когда он в расцвете своих сил, живет в особом мире — обычное человеческое счастье ему чуждо.
— Знание истины скорей отягчит твою жизнь, а не облегчит.
— Тому, кто сражается с ничтожным противником, не одержать великой победы.
— Человек проходит. Лишь произведения искусства бессмертны.
--------------------------------------------------------------
Постарайся подходить к своей жизни не как к чреде разрозненных событий, а как к единому целому. Тогда ты поймешь, что каждый период жизни возникает из предыдущего, и уверишься в том, что новый период неизбежен.