- Пойдём снами, ни разу ещё вместе, на солнышко не выбирались в этом году.
- Да куда ж я с дитём пойду? Мал он ещё… На весь день идти, да мало ли… Закапризничает. Был бы муж здесь, я бы не раздумывала.
- Большой он уже, почти четыре. Не будет он капризничать, вон-он казак какой. Да и ты не одна будешь. Мы то на что?
Маму мальчика уговаривали поехать на городской пруд, отдохнуть на свежем воздухе со всей роднёй. Первые летние жаркие дни. Мама долго отказывалась, ей не нравилась эта затея. Но после долгих уговоров она согласилась. Мальчик ни разу не видевший пруд, очень хотел поехать со всеми. Он внимательно слушал разговор и как только к нему обратились, с радостью согласился на все условия.
Мальчик впервые увидел так много воды. Пруд ему показался огромным морем. По нему плавали маленькие лодочки, а ещё с мотором и даже, вдалеке, проплыл огромный пароход, поднявший большую волну. Конечно же, это был не пароход, а всего лишь катер, но мальчику он показался огромным пароходом. Узкая полоска пляжа из серого песка вперемешку с галькой. Справа были мостки, на которых рыбаки важно закидывали удочки, слева росли небольшие деревца. Мальчику всё это было очень интересно. Но вскоре, обследовав весь пляж, пейзаж стал казаться ему однообразным. Взрослые лежали на берегу, обсуждая какие-то дела, но ни кто не купался, и мальчику не разрешали — вода была ещё холодная. Он ходил по берегу, изредка кидая в воду камешки. Ему уже хотелось домой, но он молчал — обещал не капризничать.
Внимание мальчика привлекла девочка. Она пришла на пруд вдвоём с мамой. Девочке не было скучно, она старательно лепила куличики из песка, о чём-то с ними разговаривала, изредка задавая вопросы своей маме. Не заметно для себя, мальчик перестал бродить вдоль берега, останавившесь не далеко от девочки. Она полностью завладела его вниманием. Он никак не мог понять, о чём же можно разговаривать с песком. Девочка тоже его заметила. Она украдкой бросала на него взгляд, старательно делая вид, что не замечает. Напустив на себя ещё больше важности, она только громче стала разговаривать с куличиками.
Взрослые давно уже наблюдали за детьми. Мамы о чём-то стали говорить между собой. Мальчик не прислушивался к их разговору, только услышал, что девочка на год старше него.
Подозвав к себе сына, мама сказала:
- Сынок, пойди, познакомься с девочкой, поиграй с ней, вместе вам будет веселее.
- А как? — он ещё ни разу ни с кем не знакомился, поэтому мамино предложение поставило его в тупик.
- Просто, — улыбнувшись, сказала мама, — подойди к ней и спроси: как её зовут, а потом попроси поиграть вместе.
Мальчик нерешительно направился к девочке. Нерешительность была вызвана новым для него, непонятно от куда появившемся волнением. Подойдя к девочке, мальчик спросил:
- Девочка, а как тебя зовут?
- А тебя как? — не задумываясь, спросила девочка.
В отличие от мальчика она внимательно слушала разговор взрослых, и была готова к встрече. Мальчик же к такому ответу был совершенно не готов. Ответ девочки сбил его с толку, он первый раз слышал, что бы на вопрос отвечали вопросом. Он и предположить не мог, что так можно.
- Я первый спросил, — не зная, что ещё сказать, хмуро пробубнил мальчик.
- А я вторая.
От удивления у мальчика поднялись брови. Простояв в недоумении какое-то время, он подумал: «какая разница кто первый спросил», и назвал ей своё имя.
- А я тебе не скажу, — озорно пропела девочка и спряталась за мамой.
Спряталась она не напрасно. Брови мальчика теперь уже сдвинулись, руки сжались в кулаки. Он хотел догнать девочку, как окрик мамы, остановил его.
За его спиной раздался дружный смех. Взрослые, его близкие, наблюдавшие за ними смеялись над мальчиком, отпуская обидные шутки.
«УБЕГУ! Поймают… СМОГУ! Накажут… НУ И ПУСТЬ!» — думал мальчик, удаляясь от взрослых и постепенно ускоряя шаг. «А куда?». Мальчик остановился в оцепенении. Он попытался представить себя без мамы, без своих близких. Как он будет себе готовить, как будет одеваться, где будет спать, кто с ним будет играть? Впервые в своей короткой жизни, он задался вопросом — а как это, быть одному.
Взрослые уже давно перестали смеяться, а мальчик всё стоял в… они уже примирительно звали его к себе, но видя, что мальчик никак не реагирует, перестали обращать на него внимание. К нему тихо подошла мама и взяла за руку.
- Ну, что ты тут один стоишь? Пойдём-ка, со мной посидишь.
Она отвела его ко всем и усадила рядом с собой. Мальчик, боясь увидеть насмешливые лица, старался не смотреть на взрослых. Он упорно разглядывал песок под ногами изредка, незаметно косясь на девочку. К его радости девочка с мамой вскоре ушли и он уже мог смотреть не только на песок, но и в даль.
- Сынок, ну хватит уже дуться…
Мальчик украдкой покосился на взрослых и, убедившись, что на него ни кто не обращает внимания, решился задать маме волновавший его вопрос:
- Мам, а почему надо мной все смеялись? Ведь девочка меня обманула, а её даже не поругали…
- И ты из-за этого обиделся?
- Но ведь обманывать не хорошо, ты сама мне так говорила. А она обманула. Зачем она так сделала? Она же тоже хотела со мной играться…
- Она же девочка…
- А разве девочкам можно обманывать? — удивился мальчик.
Мама внимательно посмотрела на сына:
- Нет конечно, девочкам тоже нельзя обманывать, это не хорошо…
- Но ведь она обманула?
Мама улыбнулась.
- Я сейчас не могу тебе всего объяснить. Запомни сынок: никогда не обижайся на девочек, и сам не обижай. Ты вырастишь и сам всё поймёшь… ты обязательно поймёшь.
Мальчик встал, подошёл к воде и, задумавшись над словами мамы, стал бросать камешки в воду. «Эх…был бы здесь папа».