Каждый новорожденный человек — это новое зеркало Бога, несколько затемненное грехом непослушания.
Эта небольшая тень на душе новорожденного проявляется в различных дурных наклонностях. Ибо грех непослушания Богу выражен во всех остальных грехах, дурных привычках, пороках и страстях. Эта небольшая тень на душе каждого новорожденного проявляется как некая определенная склонность ко злу. Но сколь велико число этих склонностей ко злу, столь же велико число жизненных ситуаций и драм человека.
Однако Бог справедлив по отношению к каждому человеку. Зная свойства покрывающего душу его тумана, Он каждого ставит в такое жизненное положение, в котором туман тот легче всего может быть светом разогнан.
Если туман тот представляет склонность к гордыне, Бог поставит новорожденную душу в положение очень скромной жизни, чтобы душа привыкла к смирению и так излечилась от грозящей ей гордыни.
Если туман тот представляет самолюбие, Бог поставит такую душу в положение, в котором больше возможностей жертвовать собой для блага других людей — то ли многочисленной семьи, то ли общества, то ли отечества.
Если душа рождена со склонностью к отчаянию, Бог поместит ее в среду с самой напряженной работой, где отчаянию трудно дать волю.
Если душа рождена со склонностью к плотской похоти, Бог поставит ее в положение, в котором похоть не сможет легко удовлетворяться.
Вот почему часто кажется, что в этом мире никто не на своем месте; вот почему нередко торговец похож на полицейского, а полицейский на торговца, офицер на монаха, а монах на офицера, слуга на короля, а король на слугу, папа на военачальника, а военачальник на папу.
Но независимо от положения каждой созданной души Бог день и ночь, постоянно готов предложить ей свои благодатные лекарства от соответствующего зла. Чем тяжелее положение, в которое Бог ставит того или иного человека, тем больше благодатной помощи Он предлагает.
Когда же люди становятся недовольными тем, что для них Бог предназначил, они повторяют Адамов грех непослушания. И тогда страсть, со склонностью к которой они рождены, начинает быстро развиваться и овладевать человеком. По мере того как страсть разрастается, человек начинает душой походить на воплощение этой страсти в природе, как то: на кошку, собаку, волка, лису и т. д. Если же некая страсть овладеет человеком полностью, тогда человек по злу превосходит воплощение этой страсти в природе. И человек-кошка становится самолюбивее кошки, человек-собака — похотливее собаки, человек-волк — грубее волка, человек-лиса — хитрее лисы и т. д.
Это говорится тебе не для того лишь, чтобы знал, но и для того, чтобы ты проверил себя и определил, с какой немощью ты рожден, а также, как и насколько ты из-за непослушания Богу позволил этой немощи взять власть над тобой.
Ибо когда пробьет час, и ты отделишься от своей плоти, душа твоя — скрытая сейчас под маской плоти — тогда явится в облике того зверя, которого ты взрастил в ней.
Св.Николай Сербский. Мысли о добре и зле