Иероглифы души, или О чем свидетельствуют каракули на бумаге
Многие во время телефонного разговора или на совещании, сами того не замечая, начинают что-либо рисовать на бумаге. По мнению психологов, в такие минуты человек частично отключается от внешнего мира, отбрасывает все условности, демонстрируя окружающим свою истинную сущность…
Графический автоматизм
В Израиле, Франции и некоторых штатах США более чем 70 процентов компаний при приеме на работу специалистов высшего звена, в том числе финансовых директоров и главных бухгалтеров, прибегают к услугам профессиональных графологов. Эксперты определяют основные черты характера человека и его потенциал не только по почерку, но и по спонтанным каракулям, которые он выводит на бумаге во время беседы.
Аналогичные методики и рисуночные тесты также используют в своей диагностике психологи, которые считают, что каракули — это «зеркало души». Люди, озабоченные какими-то проблемами, могут внешне вести себя вполне спокойно, но их подсознательная «живопись» выдает внутреннее состояние, которое они пытаются скрыть от окружающих.
Любая мысль заканчивается движением. Так, страхи, бессознательные желания, чувства, эмоции накапливаются в виде определенной энергии в мускулатуре, и когда перед нами оказывается бумага и карандаш, рука машинально выплескивает секреты души на поверхность листа. Это явление называют графическим автоматизмом.
«Говорящие» рисунки
Немецкие специалисты из Института психологии в Бонне в течение года наблюдали, как ведут себя люди, общаясь по телефону или присутствуя на производственных совещаниях. В результате они выяснили, что две трети беседующих абонентов и половина участников собраний непременно рисуют на бумаге какие-нибудь каракули. Протестировав «художников», специалисты обнаружили, что их рисунки весьма точно отображают характеры и манеры авторов. Это наблюдение позволило выделить основные изобразительные сюжеты, которым соответствуют определенные психологические портреты.
Спирали, круги, волнистые линии
В данный момент чужие проблемы не слишком волнуют «художника», внимание которого сосредоточено на собственной персоне. Скорее всего, в его жизни наметился определенный кризис или в ближайшее время он должен принять ответственное решение, поэтому и ходит по кругу своих неоднозначных переживаний. Спирали свидетельствуют о том, что нервы автора на взводе, и он может в любую минуту вспылить.
Правильные геометрические окружности указывают на то, что их создатель — аналитик и прагматик. В этом контексте уместно вспомнить Леонардо да Винчи, который любил на полях черновиков выводить от руки всевозможные круги.
Цветы, гирлянды
Такие рисунки кажутся радужными и безобидными, но только на первый взгляд. На самом деле у их творца не очень-то веселый период в жизни. Видимо, ему одиноко и он пытается обратить на себя внимание. Будучи ранимой натурой, с богатым воображением, автор нуждается в теплых отношениях и постоянной поддержке. Те мелочи жизни, мимо которых другие люди пройдут, не обратив особого внимания, могут стать причиной его огорчений или беспокойства. Для такого человека самое главное — гармония во всем.
Пейзажи, деревья
Это наиболее любимые сюжеты Михаила Лермонтова. Пейзажи также часто изображали на полях своих рукописей Виктор Гюго и Жорж Санд. По мнению психологов, если автор рисует дерево с утолщенным основанием и большими корнями, это означает, что в жизни он твердо стоит на ногах. Изображение дерева с густыми ветвями указывает на наличие у человека богатой фантазии и скрытых идеалов.
Глаза
Такой рисунок не скрывает склонности своего создателя к самонаблюдению. Если автор изображает глаза в различных ракурсах, он достаточно самокритичен. Иногда этот знак свидетельствует о внутреннем беспокойстве.
Губы
Изображение этой части лица говорит об одаренности и творческих способностях «художника». Лист, усыпанный губами и губками, может свидетельствовать также об особо чувствительной натуре. Если между губами проблескивают зубы — такой человек не лишен некоторой агрессии.
Небо, солнце, облака
Характеризуют чувствительного мечтателя с развитой фантазией. Подобные рисунки выдают оптимистичный настрой и хорошее расположение духа автора. «Художник» явно доволен собой и своей жизнью.
Луна, месяц, звезды
Такие картинки любят рисовать начальники, а также люди, не лишенные доли эгоизма. Сильная воля и честолюбие присущи тем, кто мысленно тянется к звездам. Правда, если у звезды слишком много лучей или же они изображены отдельно от нее, это может свидетельствовать о депрессивных переживаниях.
Сетки и решетки
По уверениям очевидцев, Борис Ельцин при разговоре с подчиненными рисовал прямые пересекающиеся линии. Это характеризовало его как человека прямолинейного и упрямого, часто вступающего в конфликт не только с другими, но и с самим собой. Решетка является одним из символов, который подчеркивает тоскливое, напряженное, подавленное состояние человека. Автор таких рисунков, видимо, попал в рискованное или неловкое положение, при котором ощущает себя загнанным в угол. Каждая жирная линия символизирует решительные действия, которые он боится предпринять.
Шахматные поля, соты
Указывают на то, что человек оказался в затруднительном положении, и ищет надежный способ выхода из него. Если изображения шахмат появляются довольно часто, значит, автор неудовлетворен собственной жизнью. Пчелиные соты точно так же, как и лабиринты, говорят о стремлении к спокойствию, гармонии, стабильной жизни.
Орнаментальные узоры
Острые углы и плавные овалы, которые соединяются в мотив, повторяющийся до бесконечности, свидетельствуют о том, что его создателю весьма скучно — надоел телефонный разговор, совещание, а, возможно, и весь образ жизни.
Кресты
Изображают, как правило, люди, обеспокоенные виной перед близким человеком или тяготением какой-то проблемы, за которую они чувствуют себя ответственными. Женщины обычно придают этому символу вид украшений, мужчины же рисуют кресты более строгих форм.
Спираль
Такие «художества» указывают на наличие у автора проблемы, решение которой он никак не может найти. Чем толще и больше выводимые на бумаге линии, тем она серьезнее.
Геометрические фигуры
Символизируют твердость характера, непреклонность и рациональность автора. У такого человека четкие принципы и цели в жизни. Он практически никогда не скрывает своего мнения. Редко испытывает страх перед своими противниками, конкурентами и начальниками. Чем более угловаты геометрические формы, тем агрессивнее «художник». Прямоугольники, квадраты, параллелепипеды, треугольники также демонстрируют пунктуальность, расчетливость и умение планировать свои действия. Известно, что Джон Кеннеди постоянно чертил на клочках бумаги остроконечные парусные лодки.
Домики, коробки
Это символы домашнего тепла и уюта. Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Автора такого рисунка нелегко сбить с толку. Он достаточно хорошо знает, чего хочет от жизни. Изображения домов, крепостей, замков часто встречаются в поздних рукописях Федора Достоевского.
Знаки препинания
Точки, запятые, восклицательные и вопросительные знаки характеризуют хитрого, расчетливого и черствого человека. Он не видит ничего зазорного в том, чтобы подсмотреть за кем-нибудь в замочную скважину. Жизнь представляется ему любопытным ребусом, который под силу разгадать только изощренному уму.
Автографы
Старательно выведенные на бумаге личные росписи говорят о тщеславии и эгоцентризме. Их обилие может стать свидетельством того, что их автор слишком зациклен на собственной персоне, постоянно думает о своем имидже и желает всегда находиться в центре внимания. Если же «художник» пытается все время совершенствовать свою подпись, это означает, что он хочет выглядеть лучше в глазах окружающих и работает над собой.
Животные
Это любимые сюжеты веселых и жизнерадостных, открытых и дружелюбных людей. Эмоции человека в определенный момент могут напрямую зависеть от того, какое животное изображено на бумаге. Если это тигр или волк — «художник» настроен агрессивно, заяц или белка — нуждается в заботе и защите, лев — ощущает свое превосходство над всеми. Эксперты считают: если человек постоянно изображает одно и то же животное, то он сравнивает себя с ним, приписывая его повадки себе.
Примитивные человечки
Тому, кто бессознательно рисует человеческие фигуры, ненавистны мелочность и любая ограниченность. Автор является натурой широкой и способной понять все и всех. Если на бумаге изображены маленькие человечки, то их создатель ощущает беспомощность или пытается уклониться от каких-либо обязанностей. Схематичный рисунок в виде «палка, палка, огуречик» говорит о том, что эмоциональное состояние автора нестабильно, он нуждается в уединении. А вот человечек-великан с крупными плечами и большим телом указывает на ощущение большой силы или чрезмерную озабоченность властью.
Карикатуры, марионетки
Изображение на бумаге кукол может свидетельствовать о том, что творец сам себе не принадлежит: постоянно уступает другим, соглашается с чужим мнением, позволяет собой манипулировать. Изображения клоунов и карикатуры говорят о стремлении избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом.
Но вот Федерико Феллини, обнаружив у себя аналогичные способности, начал на этом зарабатывать, продавая карикатуры на пляже. Позже, став знаменитым режиссером, он не переставал выводить каракули на бумаге, называя горы изрисованных салфеток и телефонных счетов «необузданной графической пачкотней и находкой для психиатра».
Головы и лица
Пишу, и сердце не тоскует,
Перо, забывшись, не рисует.
Близ неоконченных стихов
Ни женских ножек, ни голов…
Так писал Александр Пушкин, чьи черновики сплошь разрисованы различными каракулями. Существует даже 17-й том сочинений поэта, полностью составленный из его рисунков. Специалисты утверждают, что такая подсознательная живопись — явный признак общительности, легкости и динамизма. Люди, рисующие лица, смотрят на жизнь просто, но в то же время им свойственна немалая жизненная мудрость.
Изображение профиля говорит о том, что в человеке живет тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Тщательное прорисовывание черт лица сигнализирует об озабоченности «художника» собственным внешним видом и тем, что о нем думают другие люди.
Что, где… как?
Для составления ологического портрета человека важно не только то, что он нарисовал, но и то, как он это сделал. Например, если линии рисунков грубые и жирные, то, вероятно, их автор находится в эпицентре сложного конфликта или проблемы. Чем сильнее нажим и толще линии, тем выше накал внутреннего возбуждения, но вместе с тем и упорнее желание поскорее разобраться с ситуацией. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об экономии энергии вследствие общей усталости организма и истощения нервной системы. Зубчатые, неровные линии указывают на невыраженную агрессию, а плавные и округлые — на мягкость характера и спокойствие.
Попытка очертить фигуру одним беспрерывным движением может свидетельствовать о том, что человеку требуется уединение. Если «художник» много раз обводит уже написанные буквы или цифры, это говорит о его скрупулезности и стремлении что-то улучшить.
Имеет значение также размер каракуль и расположение их на бумаге. Большой рисунок указывает на довольно высокую самооценку, склонность к тщеславию и высокомерию. Маленький — означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность. Если изображение расположено ближе к верхнему краю, то автор явно имеет завышенную самооценку или недоволен своим положением в обществе, если в нижней части листа — означает, что человек неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости. Люди, рисующие каракули преимущественно слева, как правило, ориентируются на прошлый опыт и переживания. Если изрисован правый край листа — это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего.