Канкан
…появился на Монпарнасе, в танцзалах для простых парижан, около 1830 года. Первоначально это была фигура, которой часто оканчивалась кадриль, — разновидность быстрого галопа на ритм 2/4. Танец был парным, и каждая пара изощрялась, вскидывая повыше ноги (французское слово «канкан» означает «скандал»). Посреди «скандала» некто Шарль Мазурье, развлекавший публику своими почти акробатическими трюками, стал практиковать вертикальный шпагат и прыжок на шпагат.
Сначала канкан танцевали почти исключительно молодые мужчины или пары — как, например, Валентин и Ла Гулю (La Goulue — Глотка — прозвище Луизы Вебер) в «Мулен Руж». И только потом канкан стал полупрофессиональным женским танцем, ассоциировавшимся не с акробатикой, а с эротикой. Он получил название «французского». Самые известные исполнительницы канкана — звезды «Мулен Руж» Ла Гулю и Жанна Авриль. Во время танца танцовщицы играли юбкой, а в финале задирали ее на голову. Сочетание светлого кружевного белья и чулок, в ту эпоху всегда темных, выглядело эффектно и будило мужское воображение. Тем не менее исполнительницы канкана хорошо умели охладить пыл мужчины, сбив с него шляпу метким движением носка туфли.
Танго
Один из источников танго — гаванская хабанера. Самую известную нам хабанеру поет Кармен в опере Бизе, а в стихах того времени «хабанера» рифмуется с «сомбреро», «гетера», «пантера». Понятно, что выросший из хабанеры танец тоже обещал быть знойным. Родившись в рабочих районах Буэнос-Айреса, танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль сыграла связка в нем желания и насилия. Это сполна проявилось в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнет и швыряет свою партнершу и этим чуть не убивает ее. В буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду». Перед Первой мировой войной тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — и в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.
Матчиш
Матчиш (maxixe) — младший брат танго — родился в Бразилии в конце 1860-х годов (его поэтому называли бразильским танго). Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обнимались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной буржуазной эпохи танец, основанный на афролатинских ритмах, казался огненным, «сладострастным». Тут трудно было не перейти границу вульгарности. Накануне Первой мировой войны песенку со словами «матчиш — прелестный танец, прелестный танец» играли все механические пианино — как в американских салунах, так и в европейских кафе. Владимир Маяковский писал:
И вот сегодня
С утра мне в душу
Врезал матчиш губы.
Я ходил, подергиваясь, руки растопыря,
а везде по крышам танцовали трубы,
И каждая коленями выкидывала 44!
Классический менуэт
«Менуэт — танец королей и король танцев», — говорили наши предки. И еще: «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо». Танец «маленьких шагов» — рas menus — особенно любили во французском Пуату; считается, что пришел он из этого городка. Менуэт сменил павану и куранту при Людовике при дворе «короля-солнца» он сделался не менее чопорным и торжественным, чем эти медленные, церемонные танцы. Шаг менуэта не просто мелкий, а скользящий, плавный; каждое движение вытекает из предыдущего без перерыва. Достичь этого помогают пружинные приседания — плие (plis), медленный подъем на полупальцы и такое же медленное опускание. Поэтому у танцовщиков подъем в стопе вытянут, лодыжки и икроножные мышцы сильные. Недаром из танцев XVII века, в особенности менуэта, вырос классический балет, требующий стальной мускулатуры ног. Благодаря менуэту также удалось кодифицировать позиции рук и ног (первая позиция, вторая, третья и т. д.), что также пошло в копилку балета. Быстрые переходы от позиции к позиции — dgags — позволяли дамам показывать из-под платья красивые туфельки, а кавалерам — щеголять затянутыми в нарядные чулки ногами. Те, у кого ноги были слишком худые или короткие, в менуэте проигрывали (некоторые поэтому пользовались накладными икрами). Если хотите увидеть классический менуэт из шести фигур, посмотрите танцы в «Дон Жуане» Моцарта: их ставил сам Мариус Петипа.
Вальс
В старинных бальных танцах — контрдансе или мазурке, — как правило, менялись партнерами. Это было весело и, препятствуя излишней интимности, очерчивало на балу границы приличий. Вальс стал первым бальным танцем, где партнер и партнерша остаются вместе с начала до конца. И не просто вместе, а в объятиях друг у друга. Не удивительно, что моралисты начала XIX века отзывались о вальсе критически, даже гневно. «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое этот вальс!» — писала мадам Жанлис. Однако моралистам пришлось отступить — вальс быстро сделался одним из популярных салонных танцев и продолжает им быть. Из всех видов вальса — вальс в три па (valse trois temps), вальс в два па (deux temps), вальс-миньон (в замедленном темпе), вальс в левую сторону (rebours), вальс-бостон — самым любимым был и остался вальс в три па. Возможно, потому, что он сильнее кружит головы, и без того настроенные романтически: «Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку — / и раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три…»
Фокстрот 1920-е годы
Знаете ли вы, что наш пресловутый «медленный танец» — топтание на месте в обнимку — это выродившийся фокстрот? А ведь когда-то фокстрот танцевали со стилем. По одной версии, фокстрот придумал постановщик водевилей Гарри Фокс; согласно другой, foxtrot или fox-trot — буквально «шаг лисы» — назван так потому, что действительно похож на плавный бег лисички. Появился он, как и другие танцы животных, в Америке еще до Первой мировой войны и быстро завоевал Старый Свет. В фокстроте не надо, как в вальсе или танго, выучивать сложные па. В основе его простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длинных», или «медленных», шага (один такт — один шаг, как в уанстепе) сменяются двумя короткими и быстрыми (на каждый такт — два шага, как в тустепе или линди-хопе). Отсюда еще одна версия происхождения фокстрота: когда в тустепе танцоры уставали делать два шага на каждый такт, они переходили на более медленный ритм, делая вместо этого один шаг. Иначе говоря, фокстрот — это смесь уанстепа и тустепа (последний, кстати, у нас в эпоху нэпа называли «тустепь»). В начале 1920-х годов Андрей Белый учился фокстроту в танцклассах в Берлине, а вскоре фокстрот стал одним из главных салонных танцев даже в Советской России. Его танцевали на вечеринках еще в 1960-е годы. А в одной песне тех лет пелось: «Бренчит расстроенный рояль, / И ног сегодня нам не жаль… / Пускай расскажет главное / Серебряный фокстрот».
Линди-хоп
О возникновении линди-хопа существует легенда. Во время Великой депрессии стали популярны танцевальные марафоны — победители могли немного заработать танцем. В 1928 году на марафоне в одном из казино Манхэттена среди соревнующихся оказался молодой темнокожий танцор из Гарлема — Шорти Сноуден. К концу марафона в казино приехала новостная компания, и журналист спросил Сноудена, как называется то, что он танцует. «The lindy», — был ответ. Так мир узнал о свинге (линди-хоп — его наиболее сложная форма). Свинг (англ. swing — «качание») появился благодаря большим джазовым оркестрам. В отличие от маленьких джаз-бандов их игра была более полнозвучной и буквально «раскачивала» танцующих. Именно такой оркестр играл в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема. Из соревнования пар завсегдатаев под свинговую музыку в одном из уголков огромного танцзала, известном как Cat’s Corner, и родился линди. Как и другие танцы под регтайм и джаз, линди-хоп был быстро замечен продюсерами Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и танцовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые выступали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отправился путешествовать по миру