Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Пушкин — Моцарт — Сальери (1)

Над вымыслом слезами обольюсь

Прекрасная маленькая трагедия «Моцарт и Сальери»,
написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в период Первой Болдинской осени — в 1830 году. Здесь мы не будем касаться исторической правды «кто кого убил» — вроде бы, не нужно доказательств о невиновности Сальери в смерти Моцарта. Не это — тема заметки.
Что же там нас всё тревожит?
Не тема банального отравления и исторической справедливости.
И даже не тема «профессионального соперничества».
А — что же?
Проблема здесь, на мой взгляд, ещё немного глубже. Хотя, конечно же — и тема банального отравления, и лавры Олимпа — всё это тоже имеет место. Для неискушенного зрителя. У Михаила Швейцера прекрасный фильм — но и в нём глубже соперничества коллег — дело не идёт.
(NB: впервые этот вопрос при мне затронули вслух в 1983-м году в Ростове-на-Дону два студента. Один литератор (или режиссёр, инициатор беседы), другой — музыкант, композитор. С тех пор прошло много лет)

***
У Пушкина
1. Моцарт и Сальери — экспозиция.
Первый (тяжёлый) монолог Сальери.
Появление (лёгкого) Моцарта со Скрипачом.

2. Моцарт и Сальери (за обедом, в трактире) затеяли беседу.
Инициатор — Сальери. Но речь — о Моцарте:
Реквием. Заказчик — инкогнито. Здесь уже Моцарт тяжелее Сальери, который, вроде бы, старается отогнать «страх ребячий» Моцарта — шампанским или «Женитьбой Фигаро» Бомарше. По ходу можно заметить — намёк на известную уже к тому моменту оперу Моцарта. Однако — когда речь доходит до «гений и злодейство — две вещи несовместные», происходит кульминация. Тихая и быстрая.

3. Цитата и отсутствие ключевой авторской ремарки.

Моцарт:
… Ах, правда ли, Сальери,
что Бомарше кого-то отравил?
Сальери:
Не думаю. Он слишком был смешон
для ремесла такого.
Моцарт:
Он же гений,
как ты да я. А гений и злодейство —
две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери:
Ты думаешь?
(бросает яд в стакан Моцарта)
Ну, пей же.
… … …
У Пушкина кроме «(бросает яд в стакан Моцарта)» более — не написано ничего. Там нет, например, ремарки «Моцарт в этот момент случайно отвернулся». Между тем — большинство постановок и прочтений подразумевают именно такое «авторское» смысловое дополнение. Что хотел сказать сам автор — неизвестно. Он дал свободу — читателям (или режиссёрам) — решать этот вопрос, и отвечать на него. Ведь вполне возможно — Моцарт видит яд, смотрит в глаза старшему другу Сальери, и с благодарностью (улыбкой, усмешкой) его принимает. Только вот — таких постановок этого произведения — я ещё не видел. Однако — такой диалог — это совсем другой диалог с Вечностью.

4. Моцарт играет Реквием. Затем — сознательно уходит «заснуть».
Заключительный (отчаянный) монолог Сальери.

(продолжение следует)

Опубликовал    сегодня, 17:00
2 комментария

Похожие цитаты

Для того чтобы безбедно существовать на этой грешной земле евреи придумали музыку и театр.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПетр Квятковский  29 авг 2018

-Опера, это когда ты громко сердишься на других, а они тебе за это еще и платят и хлопают в ладоши!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВиктор Гурченко  24 мар 2021

Я хотел прославиться, но не знал, как это сделать, и на протяжении 1960-х перепробовал всё, что мог в театре, изобразительном искусстве и музыке

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарийская бабушка  02 июл 2023

малоизвестная актриса
считала что она поет
соседи искренне считали
до трех хватая дробовик
(Ольга Аничкова)

Опубликовала  пиктограмма женщиныНатали Александровна  15 фев 2012

Мои соседи слушают хорошую музыку, и не важно, хотят они этого или нет.

Опубликовала  пиктограмма женщиныVeSta_  08 апр 2011