Борис Михайлович Кустодиев является одним из самых известных художников 190020-х гг.
Он писал портреты, жанровые картины, много занимался графикой. В собрании Государственного художественного музея есть несколько его произведений, относящихся к разным периодам творчества.
Самое раннее из них — «Вид из окна Академии художеств» (кон. 1890-х). Это небольшое произведение, написанное в свободной, немного «размашистой» манере, относится ко времени обучения Кустодиева в Академии. В пору написания этого этюда художник еще только искал свой собственный, легко узнаваемый стиль.
«Весна» (1921) была написана в числе четырех картин, посвященных временам года.
На ней изображена улица провинциального городка в период весеннего половодья.
Это, возможно, не конкретное место, а перенесение на холст воспоминаний о разных русских городах.
Картина поражает своей яркостью и неоднозначностью.
На этой картине Кустодиев изобразил тот самый весенний период, когда снег только-только растаял, и реки вышли из берегов, затопляя окружающую местность.
Местные жители как могут спасаются от половодья, переходя воду через импровизированные мостики или переезжая её на лошади.
У каждого героя есть своя роль: кто-то кроет крышу, кто-то поит лошадь, кто-то гуляет с ребёнком, а кто-то набирает воду прямо из пруда. Люди заняты свои повседневными делами, несмотря на проделки стихии.
При этом Кустодиев не запечатлевает реальную жизнь, он пишет мечту — неповторимый, уникальный и даже несколько леденцовый мир. Здесь есть и радостное ощущение обновления природы, и красочные яркие декорации, и торжество самой жизни.
Картина «Весна», написанная яркими насыщенными красками, полна позитива, тепла, гармонии и достатка. Но на самом деле в жизни Кустодиева всё было по-другому.
Художник писал «Весну» в голодные послереволюционные годы, когда кругом царили хаос и разруха.
Семья мастера жила бедно и очень нуждалась, а сам он вынужден был рисовать лёжа, поскольку страдал от опухоли спинного мозга.
От серости, холода, голода и войны художник бежал в былую патриархальную Русь, которую создавал в своих картинах. Его полотна словно погружаю нас в сказку, вдохновляют на мечту и вселяют оптимизм.
На заднем плане изображены церквушки с золотыми куполами они словно уходят в небо, сливаются с ним, и это не случайно, здесь подчёркивается некая религиозность, связь с небом и Богом.
В небе плывут пушистые облака, оно имеет розовые оттенки, говорящие нам о том, что время, изображённое на картине предзакатное.
Тонкие стволы деревьев, уже покрытые набухшими почками и вся земля в целом сообщают нам о наступлении пробуждения в природе, начала новой жизни.
В это время художник уже практически не покидал мастерскую из-за тяжелой болезни.
С 1915 года он страдал от опухоли в спинномозговом канале, вызвавшей паралич ног.
Однако, не имея возможности выходить из комнаты, передвигаясь в специально устроенном кресле, художник много и плодотворно работал.
В арсенале памяти он находил темы, сюжеты и образы своих произведений.
Вновь и вновь на его полотнах возникал образ провинциального городка, живущего своей простой, но многообразной жизнью.