В XIX веке некоторые российские художники в своих работах, сознательно или, порой, просто следуя за своим даром, смогли уловить и выразить живописными средствами главное: жизнь Церкви — в том числе монашескую — как путь в высоту.
Художники не стремились показать истории конкретных героев — те словно растворяются в окружающем; более важным оказывается сама идея пути вверх, его возможности.
В работе Алексея Саврасова «У ворот монастыря» мы видим две женские, еле различимые женские фигуры и — обращающий на себя внимание зрителя, практически излучающий свет вход в обитель.
В этом свете — ничего сверхъестественного: солнечный луч, вырвавшийся из-за туч. Только направляет его художник туда, куда считает нужным, и явление природы становится метафорой, намеком на другой, нетварный свет.
Освещенный солнцем, тянущийся к небу храм с колокольней, радуга — все это контрастно противостоит другой стороне полотна, где чернота тучи…
Прежде чем начать движение вверх по ступеням, ко входу монастыря, тот, кто стремится туда, должен перейти мостик.
Он словно разграничивает ту самую суетную жизнь и светоносную тишину обители.
Но зритель видит только мост — то, что находится по другую сторону, художник не показывает. Изображение воды здесь — не только намек на Воду Живую (а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14)), но одновременно — образ повседневной жизни, которую нужно перейти, чтобы начать движение вверх, к свету.