Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

А.К. Саврасов – картина "У ворот монастыря", 1875

В XIX веке некоторые российские художники в своих работах, сознательно или, порой, просто следуя за своим даром, смогли уловить и выразить живописными средствами главное: жизнь Церкви — в том числе монашескую — как путь в высоту.
Художники не стремились показать истории конкретных героев — те словно растворяются в окружающем; более важным оказывается сама идея пути вверх, его возможности.

В работе Алексея Саврасова «У ворот монастыря» мы видим две женские, еле различимые женские фигуры и — обращающий на себя внимание зрителя, практически излучающий свет вход в обитель.
В этом свете — ничего сверхъестественного: солнечный луч, вырвавшийся из-за туч. Только направляет его художник туда, куда считает нужным, и явление природы становится метафорой, намеком на другой, нетварный свет.

Освещенный солнцем, тянущийся к небу храм с колокольней, радуга — все это контрастно противостоит другой стороне полотна, где чернота тучи…
Прежде чем начать движение вверх по ступеням, ко входу монастыря, тот, кто стремится туда, должен перейти мостик.
Он словно разграничивает ту самую суетную жизнь и светоносную тишину обители.

Но зритель видит только мост — то, что находится по другую сторону, художник не показывает. Изображение воды здесь — не только намек на Воду Живую (а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14)), но одновременно — образ повседневной жизни, которую нужно перейти, чтобы начать движение вверх, к свету.

Опубликовала    вчера, 19:27
0 комментариев

Похожие цитаты

«Надо же, воспитывать не умеют!», — осуждающе вздыхала я, глядя на какого-нибудь кричащего, убегающего от мамы карапуза. В собственных педагогических способностях я не сомневалась. Ведь доченька слушается меня буквально с самого рождения.
Уговорить выпить лекарство? Да без проблем, пусть самое противное и горькое! Вдруг на детской площадке закапризничала — не хочет домой. Несколько слов и — она соглашается и, взяв меня за руку, следует в сторону дома. Вдруг решила покапризничать в магазине (всег…

Опубликовала  пиктограмма женщиныBoris04ka  05 апр 2012

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025