В творчестве Василия Пукирева нередко встречается темы трагической любви. Вероятно потому, что самому художнику за все 58 лет жизни так и не удалось испытать настоящей и взаимной любви. По иронии судьбы, именно этим он и прославился.
«Неравный брак», написанный Пукиревым после запрета в Российской империи браков с большой разницей возрасте, вызвал настоящий фурор среди публики. Однако долго обсуждения не продлились, и очень быстро Василий Владимирович Пукирев забылся общественности.
Вернуть прежнюю славу ему не помогало даже возвращение к религиозной тематике, с которой он начинал в юном возрасте. В итоге живописец умер одиноким и всеми позабытым.
Сюжет «Двоеженца» не слишком типичен для
19 века. «Двойные» браки случались нечасто, и их вполне можно было предотвратить до церемонии венчания с минимальными потерями для всех сторон. Но на картине мы видим обратное — уже неудавшуюся свадьбу.
Молодая невеста в пышном платье, наверняка несколько минут назад сверкавшая от счастья, в бесчувственном состоянии лежит на руках гостей. Её несостоявшийся жених стоит рядом, стыдливо склонив голову. Но стыдно ему, конечно, не за его поступок, а за то, что это вскрылось, ещё и так громко, на глазах у публики.