Зачем был создан Колизей?
Там происходили бои гладиаторов, бои с животными. Я тоже так думал. Так нас в школе учили — мы все знаем. НО.
Для этого ли был создан столь огромный проект?
Оказывается там были свои правила, которые неукоснительно соблюдались
Решил вот собрать все доступные достоверные сведения об этом месте.
Хронология римского Колизея (сначала факты кратко)
72 г. н.э.: Фундамент Колизея при правлении царя Веспасиана. Амфитеатр был подарком царя своему народу.
80 г. н.э.: Тит, преемник царя Веспасиана, открыл амфитеатр для публики 100-дневными гладиаторскими боями.
83 г. н.э.: Строительство Колизея наконец завершено младшим братом и преемником Тита Домицианом.
110 г. н.э.: На месте мученичества святого Игнатия Антиохийского возведена арена, которая теперь превращена в кладбище.
422 г. н.э.: Сильное землетрясение повредило части Колизея во время правления Феодосия II и Валентиниана III.
730 г. н.э.: Святой Беда, известный учитель и писатель раннего Средневековья, назвал амфитеатр Колизеем.
XII век: амфитеатр превращен в замок римским кланом Франджипани.
1349год: Колизей поврежден снаружи мощным землетрясением, что привело к обрушению. Многие дворцы, больницы и другие архитектурные сооружения повторно использовали камень во время строительства.
XIX век: Римско-католическая церковь, город и правительство предпринимают многочисленные реставрационные проекты для сохранения памятника.
2013год: В течение следующих трех лет вся грязь и пыль, накопившиеся за эти годы, будут удалены в рамках правительственного проекта реставрации.
Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.
Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) Colosseo (Колизей).
Размеры Колизея в Риме
Амфитеатр имеет овальную форму длиной в 188 метров и шириной — 156, а высота амфитеатра в наивысшей точке 50 метров — это примерно как 16-этажный дом. Для такой огромной конструкции, как Колизей, очень важно сохранять прочность, поэтому основным элементом в построении стали арки.
И еще, Колизей накрывался огромным тентом. Нашим бы строителям поучиться у них.
И что еще удивительно — никто не платил ни копейки за вход
Не то что сейчас — цена за билет внутрь подземелья доходит до 130 евро.
А теперь поподробнее:
Место строительства
До 70 г. н.э.
Колизей возвышается на искусственном озере, на котором изначально находилась статуя Нерона, построенная римским императором Нероном. Хотя эта территория была заселена во II веке, Нерон захватил эту землю после Великого пожара Рима. Он построил множество статуй, павильонов и садов в районе, называемом Domus Aurea. Король Веспасий выбрал это место для строительства амфитеатра Флавиев, чтобы вернуть землю народу Рима, которую император Нерон использовал для своих личных нужд. Искусственное озеро было заполнено, а статуя Нерона была преобразована в другую статую, прославляющую римского бога Солнца, Сола. Еще одной причиной, по которой эта территория была выбрана для строительства Колизея, было то, что она находится в самом сердце города.
Когда был построен Колизей?
7081 гг. н.э.
Строительство Колизея началось в 70 году нашей эры во время правления царя Веспасия. Это произошло сразу после осады Иерусалима, поскольку царь финансировал его строительство за счет военных побед. Многие военнопленные были использованы в качестве рабочей силы для строительства этого огромного памятника. Три этажа были завершены к моменту смерти царя Веспасия (79 г. н. э.). Он был построен с использованием травертинового известняка, который обычно находят в отложениях вокруг горячих источников, вулканической породы, называемой туфом, римского бетона с кирпичной облицовкой, который использовался для строительства многих сооружений в Древнем Риме, дерева, плитки и цемента. Высококвалифицированные инженеры, декораторы, художники, архитекторы, строители и живописцы спроектировали памятник.
Инаигурационные игры
80 г. н.э.
После смерти короля Веспасия в 79 году нашей эры его сын и преемник Тит взял на себя задачу постройки Колизея. В то время как его отец уже завершил три из четырех этажей, Тит руководил строительством четвертого уровня. В ознаменование завершения он организовал вступительные игры внутри Колизея, который мог вместить более 65 000 человек. Эти игры включали бои животных, бои гладиаторов, охоту, воссоздание криминальных сражений и казней преступников. По словам римского историка Диона Кассия, во время вступительных игр было убито более 9000 животных. Игры длились 100 дней
Колизей в средние века
Конец VI века — XIV век
К этому времени роль Колизея расширилась. Теперь он использовался как кладбище, где кремировали известных римлян. Внутри Колизея также была построена часовня. Простые люди использовали склепы под сиденьями в качестве домов и мастерских. В XII веке могущественная семья Франджипани захватила Колизей и начала использовать его как замок. Именно в эпоху Средневековья Колизей пострадал больше всего. Землетрясение 1349 года привело к обрушению другой стороны сооружения. Камни были расчищены для использования в других местах, а мрамор использовался для изготовления негашеной извести.
Роль в христианском мире
16-й и 17-й век
В XIV веке религиозная община переехала в амфитеатр, населяя его до тех пор, пока не вмешалась Римская церковь. Было много предложений о том, что следует сделать с Колизеем. Папа Сикст V хотел превратить его в шерстяную фабрику как источник занятости для проституток Рима, в то время как кардинал Альтьери, племянник папы Климента X, предложил использовать его для боя быков. Но ничего не было реализовано. Именно папа Бенедикт XIV хотел превратить Колизей в священное место, поскольку он считал, что там было замучено много христиан
Первоначально Колизей так не назывался. Во времена правления царя Веспасиана, принадлежавшего к династии Флавиев, Колизей назывался Амфитеатром Флавиев. С течением лет его стали называть Колизеем, в честь Колосса Нерона. Император Нерон выбрал для себя место нынешнего Колизея после Великого пожара в Риме, который уничтожил множество домов в этом районе. Он построил сады, павильоны, искусственное озеро и статую самого себя под названием Колосс Нерона. Гигантская статуя была сделана из бронзы и изображала Нерона как бога солнца. Статую перенесли в близлежащую местность, искусственное озеро засыпали, и вся территория Domus Aurea была выбрана для строительства Колизея. В 730 году святой Беда называл амфитеатр Колизеем. До 1000 года он назывался Амфитеатром Флавиев. Хотя на местном уровне это название называлось Колизеем с XI века, самое раннее использование этого названия в англоязычном мире было зафиксировано в переводе текста Urbis Romae Topographia.
Колизей, такой же великолепный, как и сегодня, был построен с определенной целью. Рим пережил немало бедствий и правлений, которые терроризировали людей. Чтобы отплатить людям, царь Веспасиан начал строительство этого монументального сооружения в 70 году нашей эры. В то время как большинство зданий в Риме строились на склоне холма, Колизей был построен как отдельно стоящее сооружение. Он высотой в 4 этажа с центральной овальной ареной. Под центральной ареной находятся подземные туннели, проложенные императором Домицианом, в которых содержались животные и рабы. В сооружении имеется восемьдесят входов на уровне земли, чтобы можно было как можно быстрее входить и выходить. Римский император использовал северный вход, три входа были зарезервированы для элиты, а простые люди использовали остальные 76 входов.
Начните с осмотра Колизея, а затем окунитесь в «закулисье» гладиаторских боев, имея эксклюзивный доступ на арену и ее люки.
Присоединяйтесь к опытному гиду и окунитесь в давно забытые истории о храбрых гладиаторах, сражавшихся с тиграми и слонами голыми руками.
Исследуйте каждый уголок Колизея, включая уровни 1 и 2, музей, главную арену, смотровые площадки, скрытые люки, где когда-то гладиаторы ждали своей участи, и подземелье.
Расширьте свой тур, включив в него Римский форум и Палатинский холм, осмотрите храм Антонина Пия, храм Сатурна, арку Септимия Севера и многое другое.
Один интересный факт об истории Колизея заключается в том, что он финансировался за счет побед при осаде Иерусалима и был построен еврейскими рабами, которые были захвачены на израильской земле и военнопленными. Римляне умели добавлять больше унижений тем, кого они побеждали, поэтому рабов использовали в качестве рабочих при строительстве Колизея.
-
Предыстория строительства
Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.
Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н.э.
Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог.
Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.
К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.
Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.
А не завершил из-за восстания против него. Дворец получил название
Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы — эти события буквально уничтожили веру народа в императора.
В 68 году н.э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.
Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ — никому не нужны были новые восстания.
Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.
-
По оценкам историков, за все время существования гладиаторских игр, только на арене Колизея погибло свыше 400 000 людей, по некоторым сведениям до 500 000 тыс. а также более 1 млн. животных. А такие Колизеи были почти всех городах не только Рима, но и завоеванных провинций.
-
Римские игры: игры с животными
Древнейшими играми в Риме были гонки на колесницах (59.11.14). Типичные колесницы, используемые для гонок, тянулись упряжкой из четырех лошадей (квадрига) (28.57.24). Гонки требовали двух длинных дорожек и двух поворотов на 180 градусов. Как и гладиаторские бои и бокс, гонки были чрезвычайно опасны, поскольку колесницы часто сталкивались или выходили из-под контроля. Если возница выпадал из своей колесницы, его могли легко утащить за собой или затоптать насмерть лошади. Тем не менее, недостатка в возницах не было, так как молодые рьяные возничие рисковали своей жизнью ради награды и признания (17.194.2125). То есть изначально, именно о кровавых боях речи не шло. Арена была в первую очередь предназначалась для спортивных соревнований. Почти как Олимпийские игры в Греции.
Римский бокс (2001.219), сильно отличающийся от бокса, разработанного греками, считался скорее гладиаторским шоу, чем атлетическим состязанием. Хотя толпа была меньше, чем в амфитеатре и цирке, бокс был важной частью общественного развлечения. В отличие от греческих боксеров, которые носили кожаные ремни вокруг костяшек пальцев для защиты и выступали за призы на престижных Панэллинских играх (59.11.19), римляне использовали перчатки с кусочками металла, размещенными вокруг костяшек пальцев (caestus), чтобы нанести максимально возможные повреждения. Более того, не было ограничения по времени или весовой классификации. Объявление победителя производилось либо нокаутом, либо признанием поражения одним из боксеров.
Самыми известными играми были гладиаторские шоу (81.10.245), где вооруженные люди сражались друг с другом в жестоком бою за славу, богатство и даже свободу. Гладиаторы (57.11.7) сначала тренировались в лудусе, профессиональной школе боя, чтобы подготовиться к своему дебюту на арене. Первоначально эти школы набирали своих рекрутов из низших слоев общества — рабов, каторжников и военнопленных, — но к первому веку нашей эры в боях участвовали контрактные свободные мужчины, отставные солдаты (23.160.32a, b) и даже, в редких случаях, женщины.
Игры также могли использоваться как форма публичной казни для осужденных преступников, которых приводили на арену, чтобы распять (crufixio), сжечь заживо (crematio или ad flammas), предать мечу (ad gladium) или убить дикими животными (ad bestias). Каждое наказание было дифференцировано в зависимости от положения и социального класса.
В играх в огромных масштабах участвовали животные. Помимо лошадей, используемых в цирке и амфитеатре, перед публикой выставлялись экзотические дикие животные не только ради зрелища, но и для того, чтобы играть активную роль в играх в качестве жертвы или охотника (22.2.36,.37).
Животные на арене
Во времена Республики (50927 гг. до н. э .) животных обычно использовали для ежегодных парадов, проводимых в честь умерших. Магистраты и богатые люди наполняли сложные шоу местными существами. От птиц до зверей, животных часто выставляли напоказ, обучали выполнять трюки, а иногда убивали в постановочных охотах, называемых venationes (41.160.710). Своего рода — цирк.
Согласно Плинию Старшему, первая venatio (26.199.63) была проведена в 252 г. до н. э. со слонами, захваченными в Сицилии во время Первой Пунической войны. Однако именно во время интенсивного политического соперничества поздней Республики, сосредоточенного вокруг чрезвычайно могущественных и богатых фигур Помпея, Красса и Юлия Цезаря, римляне впервые увидели множество иностранных и экзотических животных, особенно крокодилов, бегемотов, тигров, львов, леопардов и других крупных четвероногих из Африки (Американское нумизматическое общество, 1937.158.313). Со временем вид этих существ стал не столько диковинкой, сколько зрелищем и стал ожидаемым компонентом каждого шоу. Спрос породил общеимперскую индустрию с большой рабочей силой, включавшей охотников и похитителей, тренеров и обработчиков, грузоотправителей и поставщиков.
Ресурсы, которые шли на поддержание такой индустрии развлечений, были колоссальными. Например, во время игр, проводимых в честь открытия Колизея в Риме, император Флавиев Тит (годы правления 7981 н. э.) организовал убийство на арене 9000 домашних и диких животных разных видов. Зрелище продолжалось 100 дней. Траян (годы правления 98117 н. э.) превзошел этот рекорд, когда, чтобы отпраздновать свою победу над даками, он устроил игры, длившиеся 120 дней, в течение которых на арене было убито около 11 000 животных.
Процветание и относительный мир, которыми наслаждался римский мир при династиях Антонинов (138193 н. э.) и Северов (193235 н. э.), позволили процветать торговле животными для игр. Животные, никогда ранее не виданные на арене, такие как гиена, двурогий носорог и зебра, были представлены римской публике. Кроме того, императоры начали использовать множество уникальных и инновационных методов для «представления» животных. Например, император Коммод (правил в 177192 н. э.), известный своим участием на арене в качестве гладиатора, также был любителем-венатором и придумал новые методы убийства животных. По словам историка Геродиана, император изобрел стрелы в форме полумесяца, чтобы обезглавливать страусов, тем самым создавая зрелище птиц, бегающих без голов. Аналогичным образом, чтобы отпраздновать десятый год своего правления, Септимий Север (годы правления 193211 н. э .) построил внутри арены модель корабля, которая выглядела так, будто потерпела кораблекрушение, и из которой затем вышло 400 животных. Среди них были львы, леопарды, медведи и другие дикие животные, все из которых затем были убиты.
Наконец, еще один литературный источник рассказывает о роскошном двухдневном празднике, который проводил в Риме император Проб (правил в 276282 гг. н. э.). В первый день Большой цирк был засажен деревьями и кустарниками, напоминающими лес, в который было выпущено несколько тысяч страусов, оленей, кабанов, газелей, козерогов, диких овец и других травоядных животных. После их выпуска самих зрителей допускали на ипподром и поощряли охотиться на животных. Если это правда, то это должно было быть очень странное зрелище, особенно потому, что им разрешалось забирать свою добычу домой в качестве еды. На второй день празднества переместились в Колизей, где были выставлены и убиты еще 400 львов и 300 медведей.
Для современного мира такое массовое убийство животных кажется жестоким и неприемлемым. Однако это было всего лишь частью жизни в обществе, где животных регулярно убивали публично. Их не только приносили в жертву в больших количествах во время ритуалов и церемоний богам, но и их внутренности открыто осматривали на предмет знаков и предзнаменований (26.60.70a, b). Животных также убивали, чтобы получить мясо, способом, который сильно отличался от гигиенических методов, практикуемых сегодня.
Отлов, отправка и дрессировка диких животных в римском обществе
Исходя из масштабов и частоты игр, должна была существовать сложная система для координации отлова, транспортировки и доставки такого количества животных. Литературные и эпиграфические свидетельства указывают на то, что солдаты (25.78.62) и охотники использовались для отлова зверей в отдаленных районах по всему римскому миру. В эпоху империи основным поставщиком животных для арены, по-видимому, был Ближний Восток и Египет. Римские мозаики (38.11.12) и другие иллюстративные материалы показывают, что двумя наиболее распространенными методами отлова животных были яма и сеть.
Яма, используемая в основном для содержания крупных кошек, таких как львы и тигры, имела в центре большой столб, на котором лежала приманка. Обычно приманка — коза, ягненок или козленок — служила лишь приманкой. Животное заманивали к поднятому забору по краю ямы, заставляя его перепрыгивать через него и падать в яму. Затем в яму опускали клетку, чтобы извлечь пойманное животное.
Вторым и более популярным методом было использование сети, поскольку ее можно было использовать для поимки животных оптом. Всадники пугали добычу, ударяя по щитам и держа в руках горящие факелы, тем самым загоняя целые стада, стаи и прайды по огороженным переулкам в загоны с сеткой. Сети также использовались для поимки птиц.
-
Дикие экзотические животные из дальних уголков Римской империи свозились в Рим с целью устроения показательной травли с их участием. Травля животных обычно происходила по утрам, перед главными развлекательными мероприятиями — гладиаторскими боями, которые проводились в полуденное время. Изначально травля зверей проводилась на Римском форуме, Септе Юлия и Большом цирке, хотя ни одно из этих общественных мест не было должным образом оборудовано для защиты зрителей от животных. По этой причине предпринимались особые меры для предотвращения побега зверей и нападения их на зрителей — устанавливались барьеры и выкапывались рвы. В ходе одного дня зрелищ могли умерщвляться до нескольких тысяч животных. Так, во время празднований по поводу открытия Колизея (который, в отличие от ранее упомянутых мест проведения травли, был изначально оборудован в том числе и для проведения данных мероприятий) было убито свыше 9 000 зверей.
Как показали археологические раскопки, травля зверей проводилась не только в Риме, но и в столицах провинций,
В неполный список животных, являвшихся участниками травли, входили львы, слоны, медведи, олени, дикие козлы, собаки и даже кролики. Изредка выступавшие животные предназначались не для забоя, и в этом случае их могли обучать выполнению определённых трюков.
Особенно популярными были появления львов, которые славятся своей свирепостью. Гай Юлий Цезарь использовал в этих целях 400 львов, привезённых в основном из Северной Африки и Сирии, что добавляло представлениям особой помпы. Действительно, привоз редких видов животных из удалённых уголков империи являлся одновременно способом нарочитой демонстрации населению богатства и силы властителя, а с другой стороны — методом развлечения того же населения, которое иначе не смогло бы увидеть подобных диковинных зверей.
В качестве противников животных выступали так называемые бестиарии (лат. bestiarii, ед.ч. лат. bestiarius). Бестиарии делились на две категории — профессиональные бойцы, сражавшиеся за вознаграждение или славу, и приговорённые к смерти преступники. Первых в современных источниках иногда ошибочно называют гладиаторами, хотя термин «гладиатор» в то время подразумевал сражающегося только с людьми. В случае с профессиональными бойцами, сражение, будучи по сути постановочным, в подавляющем большинстве исходов заканчивалось гибелью животного, в то время как в случае с приговорёнными к смерти преступниками, которых выпускали на арену без вооружения, доспехов и даже одежды, результат схватки был прямо противоположным — собственно, такая форма казни называлась damnatio ad bestias («предание зверям»). Нередко одно животное расправлялось с несколькими подряд приговорёнными к смерти. Так, к примеру, Цицерон упоминает о случае, в котором один лев убил 200 бестиариев.
Большая популярность травли зверей послужили одной из причин полного или почти полного исчезновения нескольких видов животных, например североафриканских слонов и атласских медведей.
Что еще интересно — Волки не использовались, поскольку они имели религиозное значение у древних римлян.
Извините, если что не так. Это скорее не цитата, это скорее исследование, которым я хотел с вами поделиться. И если совсем уж честно, то многого из этого я тоже не знал. Выписывал для себя, но если уж я состою здесь, то возможно кому-то и кроме меня будет интересно.
в эпоху Средневековья Колизей пострадал больше всего. Землетрясение 1349 года привело к обрушению другой стороны сооружения . Камни были расчищены для использования в других местах, а мрамор использовался для изготовления негашеной извести.