Хорошие литературные произведения — это, как правило, правдивые произведения, невзирая на жанр, пусть то будет фантастика или мистика.
Можно, конечно, посидеть, поразмышлять на эту тему, выискивая критерии хороших произведений, даже погуглить, но хочется естественно, по-простому — что в голову придет здесь и сейчас, как перед аудиторий, как на духу.
Вот читаешь произведение какого-нибудь автора и сразу цепляет. Что это — не слог ли? Да, слог: простой, незамысловатый как картины Матисса, даже некий примитив имеется, особенно, в речи персонажей, а цепляет фразами и мыслями, которые они несут.
«— А что это тебя в сельское хозяйство-то потянуло? — искренне поинтересовался начальник.
— Так я же ведь крестьянин! Родом-то. Вообще люблю природу. Куплю корову…
— Корову? — удивился начальник.
— Корову. Вот с таким вымем. — Егор показал руками.
— Корову надо не по вымю выбирать. Если она еще молодая, какое же у нее „вот такое“ вымя? А ты выберешь старую, у нее действительно вот такое вымя… Толку-то что? Корова должна быть… стройная».
(В. М. Шукшин, киноповесть «Калина красная», отрывок)
Пройдет время, а то, что ты читал лет пять-десять тому назад, начинает цеплять еще больше. Вот тебе еще один критерий хорошего произведения!
И это даже не то, что все говорят, какое произведение это хорошее, а то, что твоя положительная оценка на сей счет подтверждается и словами других. Вот тебе еще один критерий!
При обсуждении с приятелями какой-нибудь темы, тебе невольно хочется процитировать то, что ты вычитал у автора, что зацепило твое внимание, а процитировав слова автора, твоя речь становится убедительней. Вот еще критерий!
Тебе хочется приобрести положительные качества главного героя, например, главный герой никого не осуждает, или же избавиться от отрицательных качеств протагониста, который винит все общество в своих бедах и хочет всем за это отомстить.
И вот, какая мысль мне пришла в голову в заключении: сколько же литературных произведений канет в лету, даже те, которые заняли на всевозможных литературных конкурсах призовые места, а также их авторы, но останутся вечными гомеровы произведения, произведения Сервантеса, Шекспира, Толстого итд — гигантов мысли, оставивших в истории литературы неизгладимые временем следы, по которым идут все новые и новые поколения литераторов, не меняя архаических сюжетов.