Иллюстрация: Паноптикум. Проект идеальной тюрьмы.
Слово «паноптикум» в буквальном переводе с древнегреческого обозначает «пространство, в котором видно всё» (от греч. pan — «всё» и optikos — «зрительный»).
Сейчас это слово обычно употребляют как синоним Кунсткамеры, музея восковых фигур или используют в переносном смысле, например, когда иронически описывают сборище различных фриков.
Переносное значение появилось только в XIX веке и связано с широко распространёнными тогда по всему миру коммерческими паноптикумами — «шоу» людей с нестандартной внешностью.
Были передвижные выставки, но были и постоянные здания, причём некоторые из этих зданий позже стали кинотеатрами и концертными залами. Например, Britannia Music Hall в Глазго ранее был Britannia Panopticon.
Но есть и третье, менее известное, значение слова «паноптикум», которое пока не включают в словари русского языка.
Так назывался проект идеальной тюрьмы английского философа Иеремии Бентама (1748—1832). По его концепции, в круглом здании заключённые, сидящие в полностью открытых взору камерах, не видели бы охранников и не имели бы представления, когда за ними наблюдают, а когда нет. Главное — чтобы было ощущение постоянного контроля.
Такая система, по мысли философа, помогла бы сократить службу надзора до минимума, в идеале — до одного человека. Для Бентама это была вакансия мечты, он предлагал себя в качестве пожизненного тюремщика.
Интересно, что первым адресатом проекта была… Екатерина II. Но в конечном итоге она отклонила идею, и Бентам уехал на родину, там он усовершенствовал теоретическую основу проекта и начал реализовывать его на практике.
После долгих и безуспешных поисков спонсоров Бентам всё-таки получил деньги от британского правительства, но из-за бюрократических проволочек проект был закрыт, хотя государство и возместило философу годы потраченного впустую труда.
Но идея оказалась живее всех живых. Модель паноптикума Бентама стала образцом для всех последующих проектов строительства тюрем.
Наиболее точно паноптикум был воспроизведён в кубинской тюрьме «Пресидио Модело» (с испанского Presidio Modelo — «идеальная тюрьма»), теперь там музей.
Охрана проникала в центральные башни казематов-паноптикумов через подземные туннели, которые на случай массовых беспорядков минировали.
В «Пресидио Модело» с 1953 по 1955 год находились в заточении Фидель и Рауль Кастро.
Социальную суть паноптикума в третьем значении ярко обрисовал Джордж Оруэлл в романе «1984». А в последние десятилетия антиглобалисты всё чаще упоминают слово «паноптикум» в связи с тотальной информатизацией общества.
По их мнению, Google, социальные сети и системы слежения представляют собой цифровое воплощение тюрьмы Бентама.