Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Н.С.Шустов - картина "Иван Третий свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов". 1862 год

22 января - 585 лет со дня рождения Великого князя всея Руси Ивана III Васильевича (1440-1505)

28 марта 1462 года началось правление одного из самых выдающихся Великих князей Московских Ивана III Васильевича, или, как его стали называть уже при жизни, Ивана Великого.

Он прожил долгую жизнь и первым стал именоваться Государем всея Руси. Вошел в историю как собиратель русских земель, законотворец, строитель. При нем Москва стала центром нового сильного и суверенного Русского государства. Великий князь Московский, собрав многие русские земли вокруг себя, смог окончательно сбросить ордынское иго, защитить страну на западных границах от Великого княжества Литовского и на юге от крымских татар.

Картина одного из основателей сообщества передвижников Николая Семёновича Шустова посвящена ключевому моменту русской истории — получению Россией полной независимости.
Сразу же отметим, что главное противоречие этой картины в том, что Россия-то независимость получила, но сцены, изображенной Шустовым, никогда не было…

Сюжет взят художником из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Шустов шел по пути своего предшественника, иллюстратора «Истории» Карамзина, автора картинки 1838 года «Свержение ига татарского», где эта сцена была примерно так же изображена…

Народная молва связывала усиление великого княжества Московского с этим решительным жестом могущественного правителя — Ивана III.
К нему прибыли ордынские послы с ханской грамотой.
Великий князь показал свой грозный нрав, разорвал грамоту и сурово обошёлся с послами.
Кстати, решимость к сопротивлению Орде в Иване укрепляла его жена, бывшая греческая принцесса Софья Палеолог.

После этого хан Ахмат организовал поход на Русь, завершившийся Стоянием на реке Угре.
Москва выстояла. Встреча Ивана III с послами стала символом освобождения и усиления державы, своего рода историческим мифом, который необходим людям. И конечно, яркий сюжет с патриотическим зарядом интересовал художников.

За эту картину молодой художник Николай Шустов получил золотую медаль и благодарность академии.
На картине мы видим решительного самодержца, который готов сражаться за независимость своего народа. Его воины полны сил. На голове великого князя сверкает шапка Мономаха.

Картина находится в Сумском художественном музее им. Н.Х. Онацкого.

Опубликовала    сегодня, 17:34
2 комментария

Похожие цитаты

Иван Крамской - картина "Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова",1873 год

Портрет выдающегося драматурга, поэта, композитора, дипломата, автора легендарной комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1794−1829) был написан Иваном Крамским по заказу Павла Третьякова. Коллекционер мечтал сформировать портретную галерею «лиц, дорогих нации» — «духовных учителей» русской культуры, творящих миф о русской интеллигенции, ее избранничестве, стоицизме и мессианстве.

Картина была выполнена с акварельного портрета Александра Грибоедова работы Петра Каратыгина (1805−…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2025

С.С.Молодых - картина «1773 год", 1980-1982 гг.

Станислав Семёнович Молодых (1942, село Быково под Белгородом — 2003) — советский и российский художник. Автор картин на историческую тематику, портретов, натюрмортов, пейзажей.

Станислав Семёнович Молодых — автор картин на историческую тематику, портретов, натюрмортов, пейзажей. Самыми знаменитыми работами Молодых стали жанровые картины по мотивам исторических событий.

Станислав Молодых писал свои полотна очень быстро, однако подготовка к работе могла занять у него несколько лет. Художник создавал множество предварительных набросков, выбирал удачные ракурсы и колорит, строил композицию. Эскизы для крупных картин художник обычно рисовал углем. Иногда Молодых так увлека…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  вчера, 17:33

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  вчера, 21:43