В коллекции Нижегородского государственного художественного музея хранится малоизвестная жанровая картина «передвижника» Абрама Ефимовича Архипова «Старый актёр» (1898).
С трудом верится, что эту печальную по настроению и очень сдержанную по цвету сценку написал тот самый Архипов — певец яркой женской красоты, мастер широкого и свободного мазка, с его выразительными сюжетами, полыхающей палитрой, знаменитым красным цветом…
Создание «Старого актёра» относится к тому периоду, когда Архипов был известен лишь как член Товарищества передвижных выставок, обладатель серебряной медали за картину «Посещение больной». Его уникальный стиль ещё полностью не сложился.
Картина может служить отличной иллюстрацией к статье о положении актёра в 19 веке.
Правда, мы не знаем доподлинно, столичный перед нами актёр или провинциальный, но и это и не важно — он забыт, обнищал, никому не нужен…
Сгорбившись, старик сидит на грязной лавке и смотрит куда-то невидящим взглядом — не в то ли прекрасное прошлое, где его встречали овациями? Кажется, что его губы вот-вот шевельнутся, и он прошепчет что-то из текста роли, принесшей ему успех в юности. Голова облысела, торчат седые клочья вместо пышной шевелюры; ноги уже отказывают (клюка прислонена к скамейке, башмаки ужасающе разношены — хорошие купить не на что, да и больным ступням удобнее в старье), но — воротничок, остатки банта на шее!..
Ещё живо чувство собственного достоинства, какая-то гордость, верность профессиональным привычкам. Правда, мешки под слезящимися глазами говорят нам о том, что «вечный» порок творческой братии — пьянство, богемный образ жизни — не был чужд и ему… и это особенно горьким кажется художнику.
Одной из характерных черт живописцев того времени, пишущих жанровые картины, является попытка раскрыть внутренний мир персонажа через обстановку, его окружающую.
«Старый актёр» не исключение: фигура написана практически теми же красками, что и стены, серыми и безрадостными; обрывки позади героя картины очень напоминают клочки старых афиш… а в дверном проёме угадываются неясные очертания молящегося перед иконой человека и свечи, сияние которых в сознании полубезумного старика будто перекликается со светом рампы.
А что это, за спинкой скамьи? Не засохшие ли цветы?..