Современное искусство редко радует зрителей. Оно наполнено противоречиями, поэтому часто не может помочь людям отделить правду от лжи, предлагая понимать мир, исходя из хаоса идей и образов.
Но был в России художник, который, продолжая традиции русских живописцев М. Нестерова,
В. Васнецова, В. Сурикова, создавал исторические полотна, которые передавали величие духа русского человека.
Речь идет о Павле Рыженко, который покинул этот мир недавно в возрасте 44 лет. Но он успел создать такие картины, которые сделали его имя бессмертным.
Павел писал в духе классического реализма, он талантливый и тонкий мастер образа, но при этом он был нашим современником — человеком, который прекрасно понимал, через что прошла Россия в конце XX века.
Сам Рыженко говорил о том, что хочет вернуть историческую память народу, рассказывая о героях и переломных моментах русской жизни.
***
Перед нами одна из его картин. Называется она «Победа Пересвета» (2005 г.).
На ней изображен воин-монах Александр Пересвет, который был одним из учеников Сергия Радонежского. По преданию, перед битвой на Куликовом поле в 1380 году князь Дмитрий Донской приехал к Сергию просить его благословения.
Золотоордынцы тогда считались непобедимыми, поэтому те, кто бросал им вызов, назывались безумцами, но Сергий успокоил сомневающегося князя. Он дал ему двух монахов, которые прежде были воинами, и пообещал молиться о победе над врагом.
Александр Пересвет и сам молился перед битвой, зная, что он будет участвовать в традиционном поединке богатырей. Такие поединки часто проводили перед решающими сражениями. Целью их было укрепить веру в победу той стороны, воин которой победит своего соперника. Пересвет понимал, что должен победить, чтобы убедить своих товарищей, что меньшее по количеству людей русское войско в этой решающей схватке одолеет врага.
На картине изображен не момент боя, а то, как смертельно раненый Александр возвращается к своему войску. Лицо его бледно, мужественно и спокойно, он выполнил свой долг с честью, при этом Пересвет понимает, что жить остается считанные минуты.
Сзади него остался лежащий на земле Челубей — воин с монгольской стороны, а еще дальше волнуется человеческое море — воины золотоордынской армии. Они обескуражены, Челубей был самым сильным ратником, который всегда побеждал в таких схватках, за это Мамай ценил его и берег. Излюбленной тактикой Челубея — мастера конных поединков — было использование длинного кoпья. Им он выбивал противника из седла, а дальше победить его было уже несложно.
И теперь Челубей применил свой излюбленный прием. Но он не учел одного: Пересвет был готов к смерти, он пожертвовал собой, снял доспехи и остался в одном монашеском облачении. Так он смог удержаться в седле во время страшного удара копья Челубея и, набравшись последних сил, нанес ответный удар.
И теперь Пересвет возвращается к своим и готовится отдать Богу душу.
Но смерть не страшна тем, кто пожертвовал жизнью «за други своя», поэтому картина наполнена светом. Колосится рожь под ногами коня, ярко светит солнце. Сам художник признавался, что хотел передать на картине миг торжества своего героя, торжества правды и будущей победы.
Правда русских в том, что они защищают свою родную землю от тех, кто, захватив ее и поработив народ, вот уже более ста лет ведут себя как душегубцы, не знающие ни жалости, ни пощады.
И сейчас цель золотоордынцев состоит в стремлении подчинить восставших «рабов», которые посмели отказаться платить дань.
Но у мамаева войска нет Родины, из Монголии они давным-давно ушли, а на южных землях, основав свою Золотую Орду, живут как захватчики, а вот для русских воинов любовь к Родине — свята, ради нее они и готовы умереть.
Поэтому и Пересвет, и объединенные силы нескольких русских княжеств в Куликовской битве одерживают победу, доказав на деле, что сила не в жестокости, а в правде.