Зачем я живу?
Чтобы исполнять волю бога.
Да будет воля твоя. Не моя воля да будет, но твоя, и не то, что я хочу, а то, что ты хочешь, и не так, как я хочу, а так, как ты хочешь.
Пища моя в том, чтобы творить волю пославшего меня.
Сначала кажется каждому человеку, что он живёт для своего счастия, радостей, удовольствий. Многие живут так и до конца жизни. Но это большая ошибка.
Это большая ошибка, во-1-х, потому, что все радости и удовольствия приедаются и наскучают. Человек желает какой-нибудь радости, и ему кажется, что он будет счастлив, но только что получит то, чего желает, радость эта перестаёт быть радостью, и хочется новой радости, и ещё новой, и ещё, и ещё, и так без конца.
А так как радостей всех немного и все они прискучают, а желаниям нет конца, то, как бы ни был силён и богат человек, он никогда не будет доволен, а напротив, чем он будет богаче, тем ему будет скучнее, потому что чем больше у человека радостей, тем меньше они радуют.
Это одно, почему человек, положивший свою жизнь в радостях, не получит их.
Блаженны алчущие, потому что они насытятся. Горе вам, пресыщенн[ые], потому что вы уже получили свою награду.
Другое то, что все люди — да не только люди, но и животные, — желают получить себе как можно больше хорошего, и все борются и воюют за это хорошее и в этой борьбе, вместо радостей, мучают и губят друг друга.
И третье, главное, почему человек, положивший свою жизнь в счастье, радости и удовольствиях, не получит их — это то, что, как бы ни был человек силён, и богат, и учён, он никогда не может предвидеть и избежать всех бедствий и несчастных случаев: наводнений, пожаров, моров, болезней, а главное, старости и смерти, которые приходят ко всем.
(Притча о человеке, сломавшем житницы и построившем новые. Башня Силоамская. Жертва Ирода.)
И потому человек, который полагает свою жизнь в своём счастии, радостях и удовольствиях, всегда вместо этого получает много горестей, страданий и муки, и никогда не будет спокоен, а всегда будет бояться смерти и умрёт с отчаянием. От этого-то нельзя жить для счастья, радостей и удовольствий, а можно жить только для того, чтобы исполнять волю Бога.
Что значит Бог?
Бог — это та сила, которая сделала меня таким, какой я есть, и послала в мир. Если бы я был одно животное, я бы жил, как живут животные, не зная, что я живу, и не спрашивая себя о том, что со мной будет.
Но как скоро я знаю, что счастье, которое я ищу, не даётся мне, знаю, что я умру, и вместе с желанием истинного блага и вечной жизни я не могу не видеть, что в моё животное вложено что-то не животное, вот то именно, что вложено в меня животное, это не животное сделало из меня соединение животного и духовного, и послало в окружающий мир, и есть то, что я называю Богом.
Что значит жить для того, чтобы исполнять
волю Бога?
Жить для того, чтобы исполнять волю Бога, значит понять то, что мы пришли в этот мир не по своей воле, не сами собой и не для себя, а посланы сюда Богом не для своего, а для его дела.
(Притча о виноградарях, получивших сад готовый и не отдавших плода.)
Так же поступают и люди, заботясь только о себе и забывая то, что они не сами по себе пришли в мир, а что кто-то их послал, не только их одних, но их отцов, дедов, прадедов, прапрадедов.
Забывают, что кто-то устроил этот мир, и поэтому требует, чтобы люди, пришедшие по воле этого кого-то в мир, делали, что он хочет.
Всякий разумный человек должен понимать себя в этом мире так же, как понимает себя работник, который пришёл бы на большой завод и увидал бы, что для него готово помещение, постель, пища и орудия работы.
Всякий разумный рабочий поймёт, что для того, чтобы пользоваться всем тем, что для него приготовлено, ему надо работать. То же должен понять и человек.
Мир — это большой завод, на который пришёл человек. Бог это хозяин этого завода, а работа, которую должен делать работник, это то, чего хочет Бог от человека, послав его в мир.
Зачем Бог послал человека в мир?
Зачем существует мир таким, каким он есть, — мы не можем знать, как не может знать работник на заводе, зачем хозяин устроил такой завод, а не другой, но мы можем знать и знаем, что делается Богом в мире, и знаем таким, какой он есть, как и работник на заводе знает, что делается на заводе, хотя он работает только малую часть того, что вырабатывается.
То же, что хочет Бог от человека, чем он призван участвовать в общем деле, человек знает так же хорошо, как знает это рабочий, которому распорядитель дал орудие работы и показал, что именно ему надо делать.
В чём та работа божия, в которой человек должен участвовать?
Работа, в которой он призван участвовать, состоит в том, чтобы вместо разъединения и вражды, которые царствуют в мире, устанавливать единение и любовь.
Он знает это, во-первых, потому, что в этом всё большем и большем объединении и [1 неразобр.] людей и постепенной замене вражды и насилия — согласием и любовью заключается вся жизнь человечества с тех пор, как мы знаем её.
В самые древние времена люди поедали друг друга, потом избивали поголовно, мучили рабов, пытали, колесовали.
Чем дольше живут люди, тем жизнь их разумнее и нравы мягче. Bo-2-x, человек знает это из того, что это самое предсказывали все мудрейшие люди древности, пророчествовавшие между прочим то, что придёт время, когда люди будут все научены Богом, перекуют копья на серпы и мечи на орала.
В-З-х, из того, что его собственный разум говорит ему, что разъединение и вражда невыгодна людям и что наибольшее счастье, к которому стремятся все люди, может быть достигнуто только при наибольшем единении людей между собой.
Так что человек знает, в чём та работа, в которой должен участвовать.
Что должен делать человек для того, чтобы
участвовать в деле божием?
Жить соответственно своей истинной природе. Жить же соответственно своей природе значит разрешить то внутреннее противоречие, которое возникает в душе каждого человека, как скоро в нём пробуждается разум.
В чём состоит внутреннее противоречие
жизни человека?
Всякий человек, как только в нём пробудится разум и он узнал про то, что он живёт отдельною жизнью и другие существа живут так же, сознаёт в себе два как будто противоположные существа: одно, которое признаёт себя отдельным от всех других существом и хочет блага только себе; другое, которое ясно сознаёт невозможность этого блага, сознаёт неминуемость смерти и потому считает жизнь своего отдельного существа бессмысленной, ничтожной и не стоящей заботы и труда.
Как разрешается внутреннее противоречие
жизни человека?
Человек, пробудившийся к разумному сознанию, не может признать себя в отдельном, телесном и смертельном существе, цель которого есть его благо, потому что ясно видит, что благо невозможно и жизнь отдельного существа есть не жизнь, а только подобие жизни; а между тем жизнь человек не может мыслить иначе, как желанием блага.
Жизнь проявляется [у] человека только как желание блага; без желания блага не мыслим жизни, а между тем разум, пробудившийся в человеке, показывает ему, что ни благо, ни жизнь невозможны для его отдельного существа, в котором одном он признаёт жизнь.
Необходимо отречься или от жизни, или от разума, но ни то, ни другое невозможно, потому что и то [и] другое составляют нераздельную часть одного и того же существа.
Разрешение этого противоречия только в том, что истинная жизнь человека с пробудившимся в нём разумом уже не в его отдельном, телесном существе, а в том новом существе, которое родилось из животного существа с появлением в нём разума.
Разрешение в том, что признание собою своего отдельного, телесного существа тогда, когда пробудился в человеке разум, есть заблуждение, подобное тому, в котором находилась бы бабочка, выведшаяся из куколки, продолжая признавать собою свою куколку, от которой она уже отделилась.
В этом новом рождении состоит разрешение противоречия жизни человеческой, открываемое христианским учением.
Каким образом рождение к новой жизни
разрешает противоречия желания блага
и сознания невозможности его?
На низшей ступени жизни существа живут, не зная про свою отдельность от всего мира и не зная того, что они желают себе блага.
Так живёт зародыш в утробе матери и младенец, так живут и растения, и животные.
Но приходит время, когда в человеке пробуждается разум, и он узнаёт про свою отдельность от всего мира и про то, что он живёт и желает себе блага.
И это новое сознание, это новое рождение, которое должно бы, казалось, дать радость человеку, в первое время вызывает в нём раздвоение и страдание.
Совершается нечто подобное тому, что совершается при плотском рождении. Младенец, оставляя старые, привычные и вступая в новые, непривычные формы жизни, страдает и отчаивается.
Человек жил, т. е. желал блага, не зная про свою отдельность и невозможность получить благо и неизбежную смерть, и вдруг, продолжая точно так же жить, т. е. желать блага, узнает, что не только оно, но и жизнь, невозможны для него.
Но как при плотском рождении страдания младенца продолжатся только до тех пор, пока он не признает себя новым существом с новыми требованиями жизни, так и при рождении разумного существа в человеке раздвоение и страдания его продолжатся только до тех пор, пока он не признает себя новым существом с новыми требованиями жизни.
В чём сущность нового существа человека
с пробудившимся разумом?
Желание блага есть сущность всякой жизни. Проснувшийся к разумной жизни человек сознаёт жизнь также как желание блага.
Но так как вместе с пробудившимся разумным сознанием он понимает себя и отдельным, телесным и смертным существом, то он видит, что желание блага его неосуществимо.
И поэтому, чтобы развязать это противоречие, ему нужно одно из двух: или отречься от желания блага, что для него невозможно, потому что без желания блага нет жизни, или признать себя не тем отдельным, телесным существом, которым он представляется себе в первое время после своего рождения к разумной жизни, а тем духовным нераздельным существом, которое знает про отдельность и смертность телесного существа и требует себе истинного блага и истинной, т. е. вечной жизни.
В этом сознании себя не отдельным, телесным и смертным, а нераздельным, духовным и бессмертным существом и состоит сущность того нового существа, которое рождается в человеке при рождении его разумного сознания.