Место для рекламы

Сущность ученичества

Ибрахим Кхавас* рассказывал, что в юности он очень хотел присоединиться к обучающему мастеру. Он разыскал такого мудреца и попросился к нему в ученики.
- Ты еще не готов, — сказал учитель.
Но молодой человек настаивал.
- Что ж, хорошо, — согласился мудрец, — я научу тебя чему-нибудь. Сейчас я отправляюсь в паломничество в Мекку. Если хочешь, пойдем вместе.
Ученик был в восторге.
- Отныне мы с тобой спутники, и потому один из нас должен руководить, а другой — повиноваться. Какая роль тебе по душе?
- Руководите мной, я буду повиноваться, — ответил юноша.
- Пусть будет по-твоему, если ты знаешь, как повиноваться, — сказал мастер.
Путешествие началось. С наступлением темноты они расположились на ночлег в пустыне. Вдруг полил сильный дождь.
Мастер поднялся, стал укрывать юношу от дождя куском материи.
- Но ведь это входит в мои обязанности, — запротестовал Ибрахим.
- Я приказываю позволить мне укрывать тебя, — прервал его мудрец.
Утром ученик сказал: «Если вы не возражаете, сегодня я буду руководить». Мастер согласился.
- Пойду соберу немного хвороста для костра, — сказал молодой человек.
- Ты не должен этого делать. Я сам принесу хворост, — сказал мудрец.
- Я приказываю вам остаться здесь, пока я буду собирать хворост.
Но мудрец возразил:
- Подобные занятия не для тебя, ибо принципы ученичества не согласуются с тем, чтобы подчиненный позволил руководителю обслуживать себя.
И так каждый раз мастер демонстрировал молодому человеку, что такое ученичество. Они расстались у ворот Святого Города. Встретившись с мудрецом позднее, юноша пристыжено потупил взор.
- То, что ты узнал тогда, — сказал старец, — открыло тебе до некоторой степени сущность ученичества.

*Ибрахим Кхавас («Победоносный Ткач») так определяет суфийский путь: «Позволь тому, что делается для тебя, быть сделанным. Делай для себя то, что ты должен сделать сам».
Эта история в несколько утрированной форме подчеркивает, что действительные взаимоотношения между учителем и учеником весьма отличаются от того, что думает о них будущий ученик.
Кхавас был одним из великих мастеров древности, и это путешествие описывается в книге Худжвири «Раскрытие скрытого за завесой», которая представляет собой самый ранний из дошедших до нас трактат по суфизму на персидском языке.

Опубликовал    03 янв 2025
3 комментария

Похожие цитаты

Мудрая женщина

Махмуд из Газни* был величайшим среднеазиатским полководцем X в., одно имя которого приводило в трепет и вселяло ужас в сердца персов и индусов.
Когда умер правитель Персии**, его жена Сайда взяла бразды правления в свои руки.
Махмуд написал ей послание, в котором, угрожая вторжением, требовал выплаты дани. Царица-мать ответила великому полководцу из Газни таким письмом:
«Покуда жив был мой муж, я действительно боялась великого султана Махмуда, который поверг к стопам своим и Персию, и Индию…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВладимир Кириченко  25 дек 2024

Возражающие

Люди обычно обвиняли Руми в том, что он отклонялся от Правильного Пути, допуская и поощряя игры, песни, музыку и другие необычные виды деятельности.
Он, согласно Мунакиб-элъ-Арифин, никогда не отвечал на эти возражения.
Но другие источники передают его слова:
— Счета всегда подбиваются в конце дня. Давайте посмотрим, когда пройдет достаточно много времени, что запомнится, наша работа или имена наших критиков.
Всякий знает, что есть львы и есть шакалы. Хотя в нынешние времена многие, шакалы заставили людей поверить, что они львы, бег времени не властен над древними законами.
Вы слышали много историй, начинающихся словами: «Жил-был один лев…» Но многие ли истории начинаются так: «Жил-был один шакал???»

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВладимир Кириченко  26 дек 2024

Рыбак и джинн

История,как это часто бывает,достаточно длинная,но поучительная и интересная.

Однажды, рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный свинцовой печатью. По виду бутылка была необычной формы, и рыбак подумал, что в ней может быть что-нибудь ценное. К тому же рыбаку не везло в этот день с уловом, а бутылку, даже не окажись в ней сокровищ, можно было продать меднику.
На пробке этого небольшого сосуда был начертан странный символ — Печать Соломона, царя и мастера. В нем томился грозный и могущественный джинн. Сам Соломон заключил джинна в медную темницу и бросил его на дно…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВладимир Кириченко  29 дек 2024