Юрий Иванович Пименов (1903 — 1977гг.) — советский художник-живописец, родившийся в Москве. Будучи ребёнком, он проживал неподалёку от Третьяковской галереи и ежедневно посещал выставки, рассматривая картины.
Сам художник вспоминал: «Я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. Художником решил стать обязательно».
С 1920 по 1925 год Юрий Пименов продолжал получать художественное образование в лучшем учреждении страны — ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских).
***
Живописные полотна Пименова узнаваемы.
В своем творчестве он был настоящим летописцем времени, в котором сам жил.
За что художники и искусствоведы прозвали его «певцом» городской жизни и быта.
После окончания войны художник возвращается к отображению мотивов мирной жизни.
Это наглядно подтверждает небольшое полотно «Новый год» из собрания Белгородского государственного художественного музея, датируемое 1949 годом.
Сюжет картины — празднование Нового года — кажется незатейливым, но это лишь на первый взгляд.
Художник строит сложную композицию своей картины, располагая на первом плане тёмную прихожую старой московской квартиры.
В ней подробно замечает для зрителя сброшенную впопыхах обувь, женскую и мужскую зимнюю одежду на вешалке, мандарины, принесённые к столу, но забытые в спешке на комоде…
Распахнутая в комнату дверь увлекает наш взгляд дальше, в ярко освещённое помещение, где разворачивается главное «действие» картины.
За окном ночь, обильно падает снег, а в теплой комнате за круглым столом группа людей празднует Новый год.
Часы вот-вот пробьют 12, о чем красноречиво свидетельствует будильник на шкафу в глубине комнаты. Люди оживлены, их позы подвижны, а лица и руки с фужерами устремлены к главному персонажу полотна — офицеру с боевыми наградами на груди.
Образ человека военного — главный в картине, что не случайно, ведь полотно создано спустя всего 4 года с дня окончания Великой Отечественной войны. Художник выделяет офицера центральным месторасположением, позой, светом, идущим от лампы под жёлтым абажуром. В ее лучах фигура офицера имеет уже иной, метафорический смысл.
Здесь заключён патриотизм самого художника, москвича Юрия Пименова — его гордость за дела и подвиги своей страны. И все это передано автором негромким языком лирического репортажа.
Каждая работа этого художника — рассказ, в котором есть жизнь, желания, чувства, напряжение, настроение. Юрий Иванович Пименов говорил: «Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство». Он исповедовал творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления, которое мастерски передавал импрессионистической техникой живописного мазка своей кисти.
Пименов неоспоримо признан одной из самых ярких выдающихся фигур в советском изобразительном искусстве, его произведения хранятся в крупнейших музеях страны.