Светлана КРЮКОВА — самобытный во всём творческий человек, она — глубокий яркий поэт со своей индивидуальной новой поэтикой ХХI века, поэт, которого можно узнать по нескольким строчкам среди бесчисленного количества ныне публикующихся стихов; она — блестяще проявляет себя и как критик, эссеист, чьи работы опубликованы в самых престижных литературных изданиях как в России, так и заграницей (Германия).
Её литературно-критические статью и эссеистику отличает напряжённый поиск истины, глубоких философских смыслов, эстетической и этической красоты. Внешне как будто бы рациональный анализ, которым она владеет в совершенстве, всегда у неё окрашен внутренним эмоциональным содержанием человека неравнодушного, бесконечно любящего Слово, сочетающего в себе культуру классическую и современную, неслучайно среди её любимых критиков — представители Серебряного века, писатели первой волны русского зарубежья. Поэтому её статьи читаются с большим интересом, словно это небольшие поэмы в прозе. Но эта проза в полной мере соответствует пушкинскому критерию о том, что она «требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Это свой неповторимый мир и голос, свой синтаксис, культура стиха. Блестящим выражениям мыслей в критических и лирических произведениях Светланы Крюковой служит экспрессивный, как сама Светлана Крюкова, стиль её произведений. Богатство фантазии поражает, непонятно — откуда что берётся, это целая вселенная, незнакомая цивилизация с вкраплениями последних апокалиптических земных реалий, переживаний. И всё это с уникальным словарём — технократическим и сверхсовременно-компьютерным, и с обрывками живого, тёплого русского слова, с дыханием человеческой речи, с включением этого в микро и макрокосмос — со звёздами и атомами. И всё это не механистически скреплено, а органично, вырастает какой-то диковинный сад с натуральными, реальными стволами, кронами и метафизическими их миражами, произрастающими из необъяснимой, непонятной, новой почвы…
Почва эта, конечно же, в первую очередь — Поэзия. Но художник, взращивающий этот сад — сам кажется каким-то незнакомцем, пришельцем из незнакомых миров, приносящим свой мир… мир — яркий, дерзкий, смелый, но и трагический одновременно…
И странно, что при такой фантастичности поэтики — все её изобретения построены на реальности, а не на метафорах. Это необычная, незнакомая поэзия, но открывающая какие-то новые пространства стиха, звука. Трудная поэзия, требующая осмысления, вкуса, терпения, готовности к встрече с неизвестным.
Геннадий КРАСНИКОВ,
поэт, литературный критик, эссеист, публицист, переводчик; доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени А. М. Горького. Член союза писателей России, секретарь союза писателей России.