Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Почему Украина не смогла реализовать Минские соглашения: взгляд из Киева

12 февраля 2022 года исполнилось 7 лет Минским соглашениям по реинтеграции в Украину захваченного сепаратистами Донбасса.

История ступора

Минские соглашения 2014 года (Минск-1) и Комплекс мер по их выполнению 2015 года (Минск-2) изначально продавливались Россией в тяжёлых для Украины условиях.

Принуждение Украины к подписанию Минска-1 происходило после боёв под Иловайском, Минска-2 — на фоне боёв за Дебальцево.

Хотя соглашения были крайне невыгодны Украине, они всё же выполнили свою первоначальную задачу: прекращение боевых действий, фиксацию линии столкновения (позже — линии разграничения) и запрет на использование тяжёлого вооружения.

Горячая фаза войны прекратилась, но со временем переросла в перестрелки на линии разграничения.

А вот дальше всё зависло. Сумбурная структура и формулировки текста соглашений привели к разногласиям между Украиной и Россией, которая и была главным бенефициаром «миротворческого» процесса.

С точки зрения России, вначале надо было выполнить «политическую часть» соглашений:

— провести всеобщую амнистию боевиков

— договориться с представителями «ДНР» и «ЛНР» об особом статусе ОРДЛО в формате Трёхсторонней контактной группы

— имплементировать эти договорённости в украинское законодательство

— организовать выборы по новым правилам

И только потом Украина должна была получить контроль над границей между ОРДЛО и Россией.

Украинская последовательность была иная:

— обмен пленными

— получение контроля над границей

— проведение выборов по украинскому актуальному законодательству

— избирательная амнистия после полного восстановления суверенитета (с предоставлением персональных данных всех участников боевых действий, претендующих на официальную амнистию)

— нахождение общественного и властного консенсуса относительно особого статуса ОРДЛО

Отказ Украины от выполнения «политической части» соглашений до реализации гуманитарного блока был связан с активным вооружённым присутствием России на оккупированных территориях — не как посредника, а как стороны конфликта и его зачинщика.

Во-первых, без вывода иностранных войск и других незаконных вооруженных формирований из ОРДЛО никто не мог гарантировать безопасность всего избирательного процесса.

Во-вторых, вести какие-либо прямые переговоры с представителями «ДНР» и «ЛНР» было невозможно, потому что они граждане РФ и играли марионеточную роль.

В-третьих, говорить о выборах в принципе было невозможно, пока марионеточное правительство оккупированных территорий не объявит об аннулировании результатов референдумов 2014 года о независимости «ДНР» и «ЛНР» и самороспуске этих структур.

Что на уме у Европы

Если российская и украинская позиции были понятны, то позиции европейских посредников сделки не так явны — хотя и объяснимы.

Время от времени Россия и Украина упрекали Берлин и Париж в подыгрывании противоположной стороне. К сожалению, для упреков со стороны Украины было достаточно оснований.

В первую очередь, вызывало удивление, почему представители зрелых демократий не настаивают на том, что вначале должны быть решены проблемы безопасности.

Игнорирование Германией и Францией одного из базовых постулатов защиты прав человека на безопасность в пользу второстепенного права на выборы до сих пор не находит оправдания.

Во-вторых, немцы и французы предпочитали не замечать, что Минские соглашения, обвешанные более поздними «уточняющими» договорённостями, категорически противоречили национальным интересам Украины.

Но самая большая претензия Украины к западным партнёрам — это подыгрывание России, создающей параллельную систему международного права.

Минский процесс был инструментом разрушения не только самой Украины, но и мирового правового цивилизованного порядка.

Юристы-международники давно установили нелегитимность Минских соглашений с точки зрения международного права. Поэтому их «жизнь» искусственно поддерживалась только периодическим обновлением консенсуса о безальтернативности.

И это согласие юридически щепетильной Европы на легитимность в ручном режиме дало свои горькие плоды.

Узаконить незаконное

Но, предположим, Украина решила бы заняться «политической частью» соглашений — в ущерб вопросам безопасности.

Во время встречи с канцлером ФРГ Олафом Шольцем 14 февраля 2022 года президент Владимир Зеленский пообещал инициировать разработку Трёхсторонней контактной группой законопроектов о статусе ОРДЛО, изменениях в Конституцию и выборах.

Но процедура принятия этих нормативных актов и актуализации других — а это до десятка законов — задача парламента. И это дело не одного дня и даже месяца.

Кроме процедурной волокиты существовала проблема парламентского консенсуса.

Вопреки надеждам России украинский парламент уже не находится на ручном управлении президента.

В 2019 году на выборах впервые в истории страны президентская партия получила монобольшинство в Верховной Раде (254 места), позволяющее ей без привлечения других фракций голосовать за законы (достаточно 226 голосов). Но изменения в Конституцию голосуются конституционным большинством (300 депутатов).

Верховная Рада оказалась недовольна, что президент не согласовывал с ней свои законодательные инициативы. Кроме того, нельзя было игнорировать тот факт, что Минские соглашения должны вначале пройти ратификацию, а уж потом стать обязательным для выполнения документом.

Иными словами, и Россия, и западные переговорщики изначально обратились не по адресу — к президенту, а не парламенту.

Вряд ли было ли это ошибкой России — уж слишком много капканов было изначально заложено в Минские соглашения. А вот коллективному Западу ещё предстоит извлечь уроки из своей легкомысленности.

Преступления без наказания

Но продавленный Россией Минск содержал не только юридические, методологические и технические противоречия.

У Украины накопились и моральные претензии к России, которая отказывалась от любых обязательств не усугублять ситуацию (в том числе угрозами вооружённого вторжения), но и присвоила себе право беспрецедентного шантажа и давления на Украину и других подписантов.

Были и совершенно недопустимые действия, ответственность за которые нигде не предусмотрена.

Целенаправленное осложнение ситуации в ОРДЛО с 2015 года привело в результате к нулевой договороспособности всех переговорщиков.

В первую очередь речь о присутствии в ОРДЛО российских кадровых «инструкторов» и войск под видом «народной милиции», находящихся в подчинении командованию Южного военного округа ВС РФ в составе 8-й армии, откуда поступают вооружение, боеприпасы, топливо, продовольствие.

Россия упорно не признавала наличие своих войск в ОРДЛО, но после признания «ЛДНР» 21 февраля 2022 года этот вопрос уже закрыт.

За 8 лет была введена российская валюта, был перехвачен контроль за экономикой якобы по гуманитарной необходимости (но без санкций ООН), и активно раздавались российские паспорта. Жители ОРДЛО даже успели проголосовать на выборах в Госдуму РФ.

Непрерывно велась пропаганда ненависти к Украине с помощью фейков, запугиваний геноцидом, провокаций, дезинформации, стравливания жителей неподконтрольных и подконтрольных Украине территорий.

При всём этом масштабном присутствии на оккупированных территориях Россия категорически не позволяла переквалифицировать свой статус из посредника в урегулировании «внутриукраинского конфликта» в непосредственную сторону конфликта.

Тем не менее Минский процесс даже в вялотекущем виде худо-бедно обеспечивал территориальную целостность Украины.

С 21 февраля 2022 года, признав самопровозглашённые «республики», Россия открыто легализовала свою интервенцию на неподконтрольном Донбассе.

С этого момента Минские соглашения будут изучаться историками и политологами как образчик фиктивных международных договоров с целью легализации вседозволенности по праву сильного.

Иллюстрация: «Минский процесс». Дата публикации статьи: 25.02.2022.

Опубликовала    24 дек 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Мир перевернулся и сошёл с ума…
Видно, повлияла долгая зима…
Люди с автоматом думают за нас…
Да, у нас всё плохо… А в России газ…

Памятники плачут с надписью «УПА»…
Жить хотели дружно, только не судьба.
Кстати, да, в России началась весна,
А на Украине кончилась казна…

Бабушка в России, в Украине я…
Раньше мне казалось, мы — одна семья…
Спрячьте, злые дяди, чёрно-красный флаг…
Любят «Правый сектор» меньше, чем собак…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина  01 мар 2014

Этой ночью, на рассвете, Крым Россию захватил… Спали взрослые и дети, Выходной воскресный был… Лишь Крымчане все не спали. Пробудившись от зимы, На Россию вдруг напали С криком: «Россияне М Ы!"В шоке и Москва и Путин, А Обама — чуть не сдох. Всю Европу баламутим. Видно есть на свете Бог… Яценюк и Меркель в коме, Стал заикой Тягнибок. Снял портрет Бандеры в доме, Разорвал его и сжёг. А Кличку Валуев снится. Ночи он теперь не рад. Он от страха стал креститься… Вот такой вот- депутат… Юлька Тимошенко встала, Попросилась вновь в тюрьму. Говорит: «Я Вам казала Москали живуть в Крыму"В общем, может это сказка, Но Российский флаг у нас. Нам теперь нужна Аляска. Ждём Аксёнова приказ!!! Акция идёт такая-Флаг Российский в каждый дом. От Аляски до Шанхая, Где войдёт- туда воткнём!!!)

вот только без ОБИД,Ок?))

Опубликовала  пиктограмма женщиныХУЛИганка Я  21 мар 2014

Украинский сепаратистский...

Простите нас, родные россияне…
Пока ещё вращается земля,
Мы братьями вам быть не перестанем…
Нас предала не Родина моя,

Не люди, что на площадь выходили,
Пытаясь наболевшее сказать,
А те, кто нашу Родину купили…
Купили, чтобы выгодно продать…

Правители приходят и уходят…
Кого-то помнят долго и с добром…
Но комом каждый президент выходит,
Как первый блин, в моём краю родном…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина  18 апр 2014