Николай Дубовской написал «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» в 1910 году.
На этой картине автор запечатлел состояние природы и храма в момент создания полотна. Густыми мазками краски он написал солнечные блики на куполах, налипший на деревья снег и вибрирующие грани Успенского собора.
Николай Дубовской присоединился к «Товариществу передвижных художественных выставок» в 1884 году.
Это объединение боролось с академизмом в искусстве. До середины ХIХ века Императорская Академия художеств навязывала мастерам правила классицизма и романтизма, которые давно себя изжили. Она диктовала «угодные» сюжеты, «соответствующую» композицию картин, «приличествующие» цветовые сочетания.
В основном «правильными» считались исторические портреты, сцены битв, картины из мифологии, а пейзажи чаще служили фоном для поучающих сюжетов. Передвижники объединились вокруг противоположных Академии идей: они хотели показывать реальную жизнь России, писать картины на темы, которые их интересовали, использовать живописные приёмы, которые им казались подходящими. Николай Дубовской развил эти взгляды в пейзажной живописи.
Всего Дубовской создал около четырехсот картин. На трёх из них он запечатлел Троице-Сергиеву лавру. Помимо «Зимнего дня в Троице-Сергиевой лавре» в 1910 году он написал «Лавру зимой», а ещё через семь лет — «В обители. Троице-Сергиева лавра».
Художник повторил на всех полотнах сезон и место, но только в поздней работе изобразил архитектурный комплекс монастыря целиком, а пятикупольный Успенский собор — на заднем плане.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры великолепен, и художник с любовью запечатлел один из его уголков.
Белокаменный храм, занимающий центральную часть полотна, восхищает строгими формами и невероятным размером. Своими куполами он, кажется, дотянулся до неба. А рядом с величавым исполином расположилась маленькая резная часовенка.
Успенский собор — самое большое здание Троице-Сергиевой лавры. Но торжественное величие этого храма ничуть не умаляет достоинств других построек монастыря. И надкладезная часовня на его строгом фоне выглядит особенно празднично и нарядно. Она тоже освящена в честь праздника Успения Божией Матери.
Надкладезная — значит, расположенная над колодцем. Часовню построили в конце семнадцатого века у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды.
Небольшая беседка рядом с часовней. Эта
изящная конструкция называется сень над крестом. Её установили в 1872 году. Под круглым куполом находится большая чугунная чаша с крестом посредине. В ёмкость поступает целебная вода из Успенского колодезя.
Слева мы видим обелиск, который был установлен в 1792 году в честь четырёхсотлетия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского.
На высоком постаменте с четырёх сторон укреплены овальные медные доски с перечислением заслуг монастыря перед Родиной. Там написано, что в несчастливые для России времена татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей лавра содействовала сохранению Отечества.
Троице-Сергиева лавра и в мирные годы всегда была духовной опорой для людей. Там особая атмосфера, особый дух. Николай Дубовской подчеркнул этот бесспорный факт в своей картине
Дубовской не стремился детально изобразить архитектуру здания. Для этой работы художник выбрал полупрозрачные белые тона, чтобы передать светлые чувства, которые он испытывал при виде искрящегося под снегом храма.
В картине «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» заметно их влияние: автор работал на пленэре, особое внимание уделял прорисовке света и стремился наполнить картину воздухом. Так он хотел передать свои впечатления от конкретного зимнего дня. Все это были приёмы нового стиля.
Картину Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» можно увидеть в Ярославском художественном музее.