Предательство, жажда денег, наивность? Нет, просто бизнесмен того времени. Ведь Иуда был своего рода банкиром при Иисусе.
Почему не стоит доверять тем, кто целует мужчин.
Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
Иуда обещал первосвященникам предать Иисуса за тридцать серебряных монет.
С Иудой пришло множество воинов и людей от фарисеев и первосвященников со светильниками, мечами и кольями. Иуда дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».
Иисус выбрал Иуду как того, кто предаст Его и исполнит суверенный план Бога.
Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. Не понял тогда и сам Иуда.
Каков был основной мотив предательства:
По указанию Евангелистов, мотивом было желание наживы (Мф.26:15, Мк.14:1011, Лк.22:5). Иуда имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали".
Иуда был казначеем апостольской общины, в его распоряжении были большие суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и болезней. Но так как Иисус был равнодушен к богатству, пожертвованные деньги раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов именно Иуда, и никто не мог проверить, раздал ли он деньги, или присвоил часть себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду.
Ученики признали в Христе Мессию. Но как все иудеи, они видели в нем земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль сильной и богатой страной. А если Христос станет царем, то Иуда станет царским казначеем — то есть, самым влиятельным человеком после Мессии.
Иуда пришел к первосвященникам и спросил: «Что вы мне дадите, если я вам Его предам?». Те предложили ему 30 сребреников. Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда привел вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
------------
Разбираем некоторые понятия (нам сейчас непонятные)
Кто такие эти первосвященники:
Должность первосвященника давалась пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. После Исхода евреев из Египта первым первосвященником, по воле Божьей, был поставлен Аарон, брат Моисея. Лишь его потомки по мужской линии имели законное право быть первосвященниками, как и священниками вообще.
Первосвященник играл ключевую роль в религиозной системе израильтян. Он был посредником между Богом и Его народом, выступая в качестве их представителя перед Богом. Выходит посредники между Богом и народом и арестовали Иисуса.
Должность первосвященника была пожизненной и передавалась только после смерти первосвященника. Со временем подкуп стал способом обеспечить повторное назначение на должность.
Кто был первосвященником в День Иисуса?
Первосвященник во времена Иисуса, Каиафа, занимал эту должность примерно с 18 по 36 г. н. э., дольше, чем кто-либо другой в римский период, он был успешным и надежным дипломатом.
Серия был последним первосвященником, и никто не был назначен после разрушения Второго Храма
Возраст, дающий право на должность, не установлен в Торе; но согласно раввинской традиции, он составлял двадцать лет
Кто такие «фарисеи»?
Фарисей — это тот, кто отделил себя по своему собственному сознанию от всякой нечистоты, но также и от прочих людей, которые нечистые, которые не таковы, как он.
Фарисеи времен Иисуса были законниками. Они также были благонамеренными людьми.
Вы можете и сами быть фарисеем, если у вас есть привычка говорить другим людям, что они должны прекратить лгать или ругаться, когда вы сами не прекратили это делать. Так что по сути все мы сегодня фарисеи.
Христос и сам первосвященник
Иисус Христос был верующим иудаистом, как и положено было еврею I в. При этом Он был основателем и главой первой христианской общины.
Был ИУДАистом. Что это значит?
Чем отличается иудейская вера от православной?
Главное отличие иудаизма от христианства в том, что христианство — это религия духа, а иудаизм — это религия действия, нацеленная на совершение добрых дел. Интересно, не правда ли? Так что мы исповедуем? Добрые дела? Или дух?
Двенадцать апостолов — двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа — Симон Петр, Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев, Иоанн Зеведеев (Богослов), Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот. Апостолов (учеников) — двенадцать. Предал — один. Интересная аналогия с современным миром — «Если в партизанском украинском отряде больше троих — то один из троих … предатель».
В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Иисус (Мф. 26:34—35), проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от Него прежде, чем пропел петух.
Иуда Искариот один из учеников Иисуса Христа; единственный выходец из Иудеи среди двенадцати апостолов, остальные были из Галилеи.
Согласно Евангелию от Иоанна, был габбаем (казначеем) общины, ему был вверен ящик, в который опускались пожертвования.
По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых.
По словам Иоанна, пользуясь должностью, Иуда подворовывал. На последней трапезе Иисус ему подал, обмакнув, кусок хлеба и сказал: «что делаешь, делай скорее», после чего Иуда вышел и предал его, выдав первосвященникам. Иуде заплатили тридцать сребреников (сравнимо со стоимостью раба в то время).
Теперь рассмотрим каким был путь (биография) самого Иуды:
Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков — этот день считается несчастливым.
О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима об Иуде-предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорождённого в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведённых на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью.
После раскаяния (33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа.
Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35 [Иуда]) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелён. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьём пронзили».
Согласно наиболее распространённой версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на берёзе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому её древесина имеет красноватый цвет. По одной из легенд, осина после повешения Иуды стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке.
Узнав об осуждении Христа на смерть, Иуда повесился (.ли?).
Вот как описывает это Евангелист Матфей. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную.
Иуда повесился на осине! Да и крест, на котором Спасителя распяли, был осиновым!». В соответствии с Ветхим Заветом «проклят всякий повешенный на дереве»
Противоположность сведений о смерти Иуды Искариота
«…бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился»;
«…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».
Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.
Папий — автор пятитомного труда «Изложение изречений Господних» Источник книги Папия — рассказы «старцев», очевидцев земной жизни Иисуса Христа, примиряет обе версии, говоря о том, что Иуда повесился, но веревка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его». Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров) Обжорство?.
В «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса.
По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую.
Согласно преданию, Иуда был наказан, потеряв зрение из-за чрезмерно разросшихся век; сопоставляем с образом Вия.
«Мемуары Иуды» (1867) Фердинандо Петруччелли делла Гаттина были одной из первых интерпретаций истории Иуды. Он описывается как революционер, который боролся против римлян за свободу евреев.
Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлёвы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. Н. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944); рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предатель» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г.; СССР, 1989 г.), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвящённых осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Сына Божьего» Н. Мейлера (1997) и «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).
В 1925 году в газете «Правда» была опубликована антирелигиозная сатирическая поэма Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», где возвеличивался Иуда Искариот в противовес остальным апостолам.
Иуда из Кириафа — красивый молодой человек, влюблённый в Низу. Совершает предательство, чтобы на полученные деньги увезти Низу от нелюбимого ею мужа. Но Низа предаёт Иуду, после чего полученные деньги утрачивают для него ценность и он идёт на смерть.
В романе Бориса Акунина «Пелагия и красный петух» персонаж, выдающий себя за Христа, рассказывает, что Иуда решил спасти своего учителя от казни и подговорил остальных апостолов. Двоюродный брат Иисуса — Иуда Фаддей — выдал себя за Христа, что Иуда подтвердил перед римскими солдатами поцелуем, и был распят. Иуда же повесился для того, чтобы его муки совести выглядели правдоподобно.
Почему именно 30 сребреников дали Иуде за предательство Христа:
Дело в том, что 30 сребреников — это цена символическая, о которой упоминается в Священном Писании в определенном контексте. В ветхозаветном законе сказано о том, что если кто-то убил чужого раба, то он должен дать хозяину компенсацию в размере 30 сребреников. То есть, когда первосвященники оценили Иисуса Христа, они выразили по отношению к нему все свое презрение, дав за Него цену раба.
И наконец
Что за монеты?
Сребреники (серебряные монеты) — это ходивший в эпоху Христа серебряный шекель. Такая монета была размером примерно с нынешнюю двухрублевую. Веса в ней было примерно 1416 граммов серебра и она приравнивалась (по весу) к 4 греческим драхмам — тетрадрахме.
30 сребреников отождествляются с тирскими статерами или тетрадрахмами.
Если взять за основу средний вес между тетрадрахмой и шекелем — это примерно 15 граммов серебра. Получается, Иуде досталось около 450 граммов. Если принять версию о том, что сребреник является тетрадрахмой (4 драхмы 4 денария), то 30 сребреников — это 120 денариев или четырёхмесячное жалование при семидневной рабочей неделе. О покупательной способности 30 сребреников гласит тот факт, что за эти деньги был куплен участок земли рядом со столицей Иудеи — Иерусалимом.
-------------
Замена Иуды новым апостолом
После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды, — на собрании «человек около ста двадцати» (Деян. 1:2). С таким условием, чтобы был «один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1:21). Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» (Деян. 1:23) и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий.
Жребий выпал Матфию, и он был «сопричислен к одиннадцати Апостолам»
Иуда прожил оставшуюся жизнь вполне себе достойно (читайте - безбедно)? Умер он лишь символически (в глазах народов). Вполне как сейчас современные бизнесмены и банкиры.