Александр Алексеевич Борисов (1866, Вологодская губерния — 1934, Архангельская губерния) — русский художник, писатель, общественный деятель и исследователь полярных земель.
В возрасте пятнадцати лет будущий художник пришел в Соловецкий монастырь и начал работать на рыболовной тоне в Савватиевском скиту. Через некоторое время Борисов устроился учеником в иконописную мастерскую, где обучался рисованию и иконописи.
На работы юного художника обратили внимание посетившие Соловки президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович и известный коллекционер генерал Андрей Андреевич Боголюбов. Покровительство столь значимых особ помогло Борисову поступить Рисовальную школу Общества поощрения художеств. А позже стать постоянным учеником в Императорской Академии художеств, где основам рисунка и колористике его учили Иван Иванович Шишкин и Архип Иванович Куинджи.
Летом 1894 года мастер сопровождал Сергея Юльевича Витте в поездке по Северу на пароходе «Ломоносов». За работы «В области вечного льда. Лето» и «На моржа» Александр Алексеевич получил звание художника.
****
Картина «Русский север» (другие названия
«В серебре» или «Зимний лес») характерна для творчества Александра Алексеевича Борисова 1910-х годов по мотиву, образному стилю, фактуре, колориту и композиции, а также отдельным приемам в проработке деревьев и пространства.
1910-е годы — время расцвета творческого таланта и известности Борисова. В 1909 году художник поселился близ Красноборска Архангельской губернии почти на самом берегу Северной Двины, где писал окрестные лесные пейзажи. По примеру крымского имения А.И. Куинджи Борисов построил деревянный дом, над которым возвышалась многогранная застекленная башня, увенчанная шатром. Работая там, мастер имел возможность писать живописные виды в разное время года, невзирая на погоду.
Искусствовед И.В. Назимова писала об этом периоде творчества мастера так: «В 1913 году году в печати заговорили о новой, чрезвычайно привлекательной манере письма художника и о великолепных этюдах, изображающих русскую зиму в северных лесах… Современники Борисова считали его зимние пейзажи лучшими в русской живописи…
Далеко не во всех зимних пейзажах, созданных до Борисова, чувствовалась та могучая красота, которая отличает настоящую русскую зиму с ее морозами, обилием снега и тишиной девственных лесов». Это описание как нельзя лучше соответствует картине «Русский север».