Скульптор Антокольский
Марк (Мордехай) Антокольский — первый скульптор-еврей, который, благодаря своему таланту, приобрел известность в России и завоевал мировую славу.
Казалось, Антокольский всем нам хорошо известен. Мы часто видели репродукции его работ во многих альбомах, где обычно Антокольскому уделялось несколько строк: родился тогда-то, умер там-то. Нам было этого достаточно. И только теперь, в Америке, я поняла, как мало мы знали об этом скульпторе.
Родился Марк (Мордехай) Матвеевич Антокольский в Вильне в 1843 году. Его родители были людьми необразованными и небогатыми, но очень религиозными. Они содержали нечто вроде харчевни. В семье было семеро детей.
Детство Марка было безрадостным. Впоследствии он писал: «Я был нелюбимый ребенок. Мне доставалось от всех. Кто хотел — бил меня». Только мать его защищала и любила. Он вспоминал о ней и любил всю жизнь. Еще мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. «Моя страсть, — писал он, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее». Когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Это была та случайная удача, которая многое определила в его жизни.
Как-то к резчику пришла жена купца-еврея Апатова с дочерью. Обе были в восторге от работ юноши. Между молодым резчиком и дочерью купца начинается серьезный роман. Но Марк беден, и об их будущем союзе не может быть речи.
О юном резчике узнает известная покровительница искусств жена Виленского генерал-губернатора. Желая помочь юному таланту, она пишет письмо-просьбу в Петербург, в Академию художеств. Благодаря высокому ходатайству, Антокольского в академию приняли.
Товарищами Марка по академии были молодые таланты: Семирадский, Савицкий, Васнецов, Репин.
С Репиным Антокольский особенно близко сошелся — они жили вместе несколько лет. Репину не мешало, что его товарищем был верующий еврей, который по субботам никогда не работал, по утрам обязательно молился, а религиозные праздники почти полностью посвящал молитве.
Религиозным евреем, соблюдающим заповеди, Антокольский оставался до конца своей жизни.
В студенческие годы, в 1884 году, Антокольский вырезает из дерева скульптуру «Еврей-портной» и получает вторую серебряную медаль и стипендию. В следующем году — «Скупого». И получает первую серебряную медаль.
Наиболее известны его работы в те годы — «Натан Мудрый» и «Нападение инквизиции на евреев». Его друзья-художники бурно приветствовали эти работы. А профессора Академии скрипели зубами, но ничего не могли противопоставить его таланту и побаивались покровителей. В то время президентом Академии была великая княгиня Мария Николаевна. Она высоко оценила последнюю работу молодого скульптора и заказала себе ее копию.
Во время учебы в академии Антокольский увлекся российской историей и литературой. В 1870 году он закончил работу над статуей Ивана Грозного. Но профессора отказались её смотреть. Тогда Антокольский решает пригласить в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну. Она пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Император самолично посетил мастерскую Антокольского и купил эту статую для Эрмитажа за 8 тысяч рублей, чем вызвал неописуемый переполох среди профессуры Академии. Состоявшийся после этого Совет Академии изменил свое мнение и присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика.
Марк (Мордехай) Антокольский вынужден был принять православие буквально под пытками — он рассказывал своей сестре, что перед ним поставили условие: либо академия художеств, либо иудаизм. А чтобы было понятнее, его избили (били палками по пяткам). Однако в душе он навсегда остался иудеем и соблюдал все обычаи и обряды.
«Иван Грозный» был показан публике и имел колоссальный успех. Стасов и Тургенев первыми написали восторженные отзывы и предсказали автору большое будущее. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». Вскоре его имя становится известным за границей. Кенсингтонский музей в Лондоне приобретает гипсовую копию «Ивана Грозного» — честь, которой редко удостаиваются иностранные художники.
Невероятно напряженная работа и скверные условия жизни подорвали здоровье художника и он, как тогда было принято, едет в Италию, где продолжает работать и создает великолепную полную мощи и энергии статую Петра I. Работу эту он высылает в Петербург. А вслед за тем едет в родную Вильну, где женится на красавице дочери купца Апатова, той, которая его терпеливо ждала все эти годы.
Молодые уезжают в Италию. То был счастливый период в жизни скульптора. Каждый год он делал по одной большой статуе: «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие. Его избирают член-корреспондентом Парижской академии.
В 1878 году все свои новые работы Антокольский привозит в Париж и представляет на Всемирную выставку. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона. И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.
Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан. В 1893 году он выставляется в Петербурге. Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.
Антисемитская печать встретила выставку площадной бранью. Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами:
«Многие годы люди известного лагеря издеваются над моими работами и при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами».
К русской культуре у него было весьма специфическое отношение. Русских он считал антисемитами и поэтому не только свел общение с соотечественниками к минимуму, но и категорически отказался возвращаться в Россию, несмотря на предоставление ему императором чина Действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство.
Большинство героев Антокольского — жертвы тирании толпы. Сократ отравленный, Христос связанный, Спиноза всеми оставленный, Иоанн-Креститель обезглавленный. Но есть среди его персонажей и люди другого типа. Это Петр I, Ермак, Ярослав Мудрый и другие.
Антокольского всегда волновала горькая судьба евреев-художников. Он мечтал сгруппировать еврейских художников, где-нибудь в Европе с тем, чтобы они могли образовать свою школу, со своим особым обликом, настроением и стилем.
В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.
Но тяжким горем и крушением многих надежд стала для него смерть единственного сына. От этого потрясения он уже не смог оправиться. Обострилась его болезнь легких, и вскоре, в 1902 году, он скончался во Франкфурте-на-Майне. Погребен Марк Антокольский в Санкт-Петербурге на еврейском Преображенском кладбище.
Главные работы Антокольского находятся в России: в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге и в музеях других российских городов.
Перу Марка Антокольского принадлежат несколько статей по истории искусства. Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен-Изак. Хроника из еврейской жизни». Напечатать его он не успел. Рукопись романа хранится в Публичной библиотеке в Петербурге. Антокольский написал также свою автобиографию. Он вел обширнейшую переписку с друзьями. Письма эти, собранные Стасовым, были изданы им в книге «Марк Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи».
Об Антокольском очень много написано в русской и зарубежной печати, однако, при советской же власти — почти ничего. Ни книг, ни исследований, посвященных жизни и творчеству этого выдающегося художника, не было все эти годы. Советская власть стремилась не акцентировать внимание на том, что великий русский скульптор Антокольский — еврей. Время, тем не менее, все расставляет на свои места.