Воспевать сельскую жизнь и быт, да так, чтобы публика почувствовала умиротворенность и необыкновенное очарование этого мира, зарядилась живой энергией и насладилась красотой первозданных пейзажей, удавалось совсем немногим мастерам кисти.
Среди таких был Константин Александрович Трутовский, воистину народный художник.
Сюжет картины «Возвращение с ярмарки» 1868 года является одним из излюбленных для русских художников.
Сам Трутовский не раз обращался в других картинах к ярмарочной теме и мотиву шествия крестьян. Трутовский как хороший рассказчик разворачивает перед зрителем целую историю, метко подмечая разные и такие узнаваемые детали, по которым можно не только понять нынешнее состояние персонажа, но и составить представление о том, что предшествовало ему и угадать, что произойдёт позже.
По осенней грязи размякшей дороги идут украинские крестьяне с ярмарки. Они не просто возвращаются домой — они ещё несут настроение праздника. Самозабвенно наигрывает музыкант, нежно держа в больших руках инструмент.
Старуха, вскинув руки, идёт за неровным ритмом мелодии скрипки в руках захмелевшего музыканта. За ними бредёт понуро мужик в чёрной шляпе в состоянии хмельного забытья, когда человек двигается по инерции за своими более трезвыми односельчанами. Внимательно всматривается тревожным взглядом мужик с рыжими усами из-под накинутой на голову овчины.
Молодая женщина самозабвенно тянет песню, ни мало не обращая внимания на неудовольствие своего ребёнка. И завершает процессию пошатывающийся крестьянин с нетвёрдой поступью, не замечающий, что его одежда уже практически волочится по грязи.
Трутовский показывает крестьянское нестройное «шествие» с мягким юмором и явной симпатией к его участникам. То чарующее впечатление, которое произвела на него малороссийская глубинка, повлияло на его отношение к действительности и нашло соответствующее отражение её в творчестве художника. Он не искал недостатки, напротив, хотел показать простоту и, одновременно, мудрость народа, красоту народных обычаев и тонкий украинский юмор. Не даром он был одним из первых иллюстраторов произведений Гоголя.
Трутовский старался показать жизнь такой, какая она есть, в её лучших проявлениях. В его персонажах видны проникновенная тяга к песне и растворённость в музыке, сильные чувства и маленькие слабости, красочность их одежд и украшений.
Кисть художника то мелко ложится в плетении светло-коричневой уже сильно потёртой плахты старухи, следуя направлению плетения её нитей, то кудрявится в завитках овчины, написанной в тёплых желтовато-коричневых тонах, то мелким красным бисером рассыпается в бусах на шее молодой женщины.
Из всех персонажей картины красотой одежды, её добротностью и даже богатством по крестьянским меркам выделяется молодая женщина. Белый, ложащийся мягкими складками войлочный халат, повязанный золотисто-жёлтым платком в сочетании с красной клетчатой плахтой, выглядывающей из-под неё рубахой с шитьём, красными бусами и тёмно-красным повойником составляют самое красочное пятно в картине. В одежде женщины доминирует красный цвет — цвет праздника и радости. Несмотря на не бедственное положение в ней чувствуется крестьянская бережливость — она идёт босиком, а черевики несёт в руках, чтобы не испортить их в осенней слякоти.
При кажущейся простоте мотива и стремлении показать жизнь с лучшей её стороны, Трутовский как внимательный и добросовестный бытописатель не обходит её негативных сторон. Не всё в этой картине однозначно: на фоне холодного осеннего пейзажа, — серо-сизого низкого неба с тяжёлыми тучами, низко накрывающими как пологом землю, туманных далей, смывающих очертания деревьев и холмов, и чёрно-коричневой, разъезжающейся под ногами мокрой земли, беззаботность и веселье крестьян теряют незамутнённость ощущения радости и праздника.
В одежде крестьян есть видимые признаки беспорядка, которые объясняются не столько их состоянием в данный момент, сколько усиливают впечатление бедности. Безудержное веселье присуще как раз самым бедным из них. Особенно неприглядно выглядит одежда скрипача с его залатанными портами и плешивой шапкой. Часть гардероба старухи явно с чужого плеча: большие не по ноге сапоги, синий мундир с позолоченными пуговицами.
Это несоответствие вносит диссонанс в восприятие картины — в одно время радость и какая-то обречённость.
Крестьяне как будто в забытьи: музыка и хмель позволили им уйти от проблем повседневной жизни. Они идут чередой, не замечая ничего вокруг, и только один взгляд обращён непосредственно к зрителю — рыжеусого мужика из-под накинутой на голову овчины, который смотрит тяжёлым взглядом, как бы делясь с ним своими чувствами, причиной которых может быть является молодая женщина. Или вернее её разгульное поведение, когда она полностью отдалась веселью, не замечая ни выбившихся из-под повойника волос (не приличествующего для замужней крестьянки), ни плаксивости своего ребёнка, ни недоброго взгляда.
Произведения Трутовского никогда не отличались ни блестящей живописной техникой, ни эпохальностью замысла. Но в них всегда есть такие важные для бытовой живописи качества, как осмысленность и жизненность содержания, типичность образов, правдивость изображения.
В них видна искренняя любовь к делу, тонкая наблюдательность, нередко меткое остроумие и юмор. Всё это делало его произведения популярными и вполне понятными для современников.
Местонахождение: Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева