«Мидзару, Кикадзару, Ивадзару. Он хорошо знал значение этих слов. Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю.» — Алексей Шолохов. «Подвал»
****
«Ничего не вижу
Ничего не слышу
Ничего не знаю
Ничего никому не скажу …»
Эту песенку пела Эдита Пьеха в далёкие 60-е. Не знаю, было ли известно создателю стихов советского шлягера — Льву Ошанину о трёх японских обезьянах, но если соединить японскую символику — три обезьяны: Мидзару, Кикадзару, Ивадзару и то ЧТО, а главное, КАК пела молодая эстрадная певица, то невольно подумаешь о женской мудрости.
Вот эти три обезьянки:
* Мидзару — та, что сидит, закрыв глаза, — «Ничего не вижу».
* Кикадзару — та, что закрывает уши, — «Ничего не слышу».
* Ивадзару — та, что прикрывает рот, — «Ничего никому не скажу».
Все вместе три «дзару», т. е. «обезьны» по-японски символизируют житейскую мудрость о благопристойности. Считается, что этому символу более 500 лет.
Оказывается, к трём буддийским обезьянам иногда ещё добавляют четвёртую — Сидзару. Посмотрите на неё. Она прикрывает живот, или промежность. Символизирует принцип — не совершать никакого зла.
В песенке «Ничего не вижу» (1966) есть и четвёртая строка: «Ничего не знаю». Действительно, у четвёртой обезьянки — забавный, отрешенный вид! Ничего не знаю, и память … короткая.
— А при чём же здесь женская мудрость? — спросите. Думаю, не трудно догадаться.
"Эти «Три обезьяны» были множество раз запечатлены в произведениях искусства — в литературе, живописи и архитектуре, не реже они встречаются и в массовой культуре."