Эрнест Лисснер - самобытный отечественный художник, обрусевший австриец, владелец частной художественной студии в Москве, владелец типографии.
Э.И. Лисснер серьёзно интересовался историей, кисти художника принадлежит целая серия картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне.
Всё будто бы началось са, который
В 1605 году монах-расстрига Гришка Отрепьев исхитрился выдать себя за сына Ивана Грозного,
с польской помощью он занял царский трон.
С этого момента непрерывные бедствия стали нормой жизни на Руси: самозванцы сменяли друг друга, предательство для бояр стало чуть ли не профессией, а поляки, пользуясь ситуацией, перешли к прямой военной интервенции — захватили значительную часть страны, включая Москву.
В 1611 году начинают очень активно формироваться народные ополчения. Главным организатором был нижегородский староста Кузьма Минин, воеводой же позвали перспективного и уже успешного на тот момент Дмитрия Пожарского.
После победы основных сил второго ополчения над армией гетмана Ходкевича в сентябре 1612 года (по новому стилю), 1 ноября армия Минина и Пожарского осадила Кремль, в котором укрылись остатки польско-литовского гарнизона.
В тот же день был взят Китай-город. Остатки польских интервентов капитулировали 5 ноября 1612 года.
Кремлевские сидельцы в осаде испытывали в это время страшный, неизобразимый голод.
Поляки, чтобы освободить себя от бесполезных ртов, стали мало по малу выпроваживать голодных вон из Кремля.
Скоро поляки сдались. 26 Октября 1612 г. Кремль и вся Москва были очищены, по крайней мере от явных врагов.
Художник изобразил сдачу польских оккупантов. Он показал радость ополченцев, которые смогли спасти отечество от католической угрозы.
Сам город выглядит плачевно: стены пробиты, город горит. Это показывает каким трудом далась победа второго народного ополчения.
6 ноября того же года был назначен торжественный вход в Кремль князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев.
Событие, изображённое на полотне, предвосхитило конец Смутного времени.