Жанровое полотно «Игра в жмурки» Константина Маковского в конце прошлого года на арт-торгах Sotheby’s в Лондоне побило личный рекорд автора, став самой дорогостоящей работой в наследии живописца. Эта картина, вошедшая в список самых лучших творений мастера, поистине является жемчужиной его богатейшего художественного наследия.
Произведение русского художника, было продано в торговом доме Sotheby’s за 5,5 миллиона долларов США.
Константин Маковский (1839−1915) впервые предоставил «Игру в жмурки» на суд публике в 1900 году в выставочном зале Императорской Академии искусств, а через год в Санкт-Петербургском обществе художников, после чего это произведение внесли в каталог, как одно из выдающихся полотен Константина Егоровича.
Вдохновила художника на создание этой картины мода на идеализацию допетровских времен, которая буквально захлестнула в конце XIX века Россию. Аристократическое общество Санкт-Петербурга повсеместно начало устраивать костюмированные вечеринки, облачаясь в боярские кафтаны, кокошники и кожаные сапожки, которые так были популярны в боярской Руси. Именно на рубеже двух столетий Маковский создал целую серию работ на широко известные исторические темы, а также создал ряд картин, отражающих народные традиции и обряды древней Руси.
В «Игре в жмурки» художник заполнил сцену ярко одетыми персонажами, натюрмортом, старинной мебелью, красочными коврами и щедро расписными стенами. Такое изобилие натуралистично написанных атрибутов, было взято из личной коллекции произведений искусства, принадлежавшей самому живописцу.
Он увлеченно собирал предметы древнерусского быта, старинные украшения и костюмы, используя их впоследствии как реквизит при создании своих исторических полотен. Со слов дочери Елены, художник был настоящим знатоком русского антиквариата, и никогда не экономил на их приобретении. Предметы из его коллекции придавали сценам не только ощущение роскоши, но и реализм. А моделями для его персонажей зачастую служили члены семьи и друзья мастера. Так, детские образы, в «Жмурках» поразительно похожи на его отпрысков от третьего брака — с Марией Матавиной. Нужно отметить, что художником создана целая галерея реалистичных портретов его родных.