«Аффтар жжот» - популярная шутливая фраза на просторах Интернета. Она может казаться забавной или глупой, но ещё пару веков назад, когда каждый дом отапливался печью, а не радиатором, у авторов была возможность «жечь» во всех смыслах этого слова. Итак, давайте узнаем, какие авторы любили радовать своими трудами печь вместо читателей.
1. Михаил Афанасьевич Булгаков
Хотя перу Булгакова и принадлежит знаменитая фраза «Рукописи не горят», его собственные рукописи ещё как горели. Писатель сжёг огромное количество своих дневников и черновиков. Он сжёг даже первый вариант своего знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Произведение потом было собрано по кусочкам и частям рукописи, которые сохранились у его друзей. Уничтожение трудов происходило иногда из-за недовольства собой, но чаще — из-за страха перед арестом.
2. Николай Васильевич Гоголь
Уж кто-то, а Гоголь жёг не по-детски, об этом мы знаем ещё с уроков литературы. Писатель страдал психическими расстройствами и частыми нервными срывами, что и приводило к постоянному кормлению камина своим трудами. Самое знаменитое произведение Гоголя, которое никто так и не прочёл — второй том «Мёртвых душ».
3. Александр Сергеевич Пушкин
Даже произведения Пушкина зачастую проходили редакцию печью. Это были страницы из стихотворений, черновики и целые рукописи. Второй том «Дубровского» автор сжёг, но затем воскресил, та же судьба постигла «Гаврилиаду». А вот десятую главу «Евгения Онегина» мир так никогда и не увидел.
4. Фёдор Михайлович Достоевский
Достоевский был невероятным перфекционистом, а потому часто уничтожал свои рукописи и переписывал снова и снова. Однажды возвращаясь из-за границы, он целиком сжёг рукопись романов «Бесы» и «Идиот», поскольку боялся, что из-за них могут возникнуть проблемы на таможне. А затем написал всё заново. Должно быть, у писателя была отменная память.
5. Владимир Владимирович Набоков
Набоков бросил в камин «Лолиту», но, к счастью, его жена это вовремя заметила и успела достать не сильно пострадавший роман. А произведение «Лаура и её оригинал» автор завещал сжечь после его смерти. Роман не был завершён, и Набоков, ещё один писатель-перфекционист, не мог допустить его публикации. Но у близких писателя не поднялась рука уничтожить его труды, поэтому наброски романа увидели свет.